Твитрий Рогозин. Шпильки в интернете — новый дипломатический жанр

Пока вице-премьер стращает бомбардировщиками, можно спать спокойно

Рискну поработать Кассандрой: войны с Украиной Кремль все-таки не хочет. Об этом возвещает не печень жертвенного барана, но боевой настрой вице-премьера Дмитрия Рогозина. В минувшие выходные он проявил себя как подлинный внешнеполитический «ястреб» — по крайней мере, в своем блоге в Твиттере. Бряцал фоточками новейшего вооружения, язвил по адресу Запада. Холодная война? Нет, новая политическая культура. В отличие от русского бунта — осмысленная и щадящая.

Пока вице-премьер стращает бомбардировщиками, можно спать спокойно

Если воспринимать твиты (короткие, на 141 знак, сообщения в микроблоге Твиттер) Рогозина всерьез, то пришлось бы признать: зампредседателя правительства России, куратор нашей «оборонки», обостряет международные отношения. На грани фола. «Тимошенко никак не нарадуется возможности снова полетать на своей метле», — ехидно комментирует он предвыборные поездки кандидата в президенты Украины, с которой — как знать? — ему, может, еще придется общаться как с главой сопредельного государства.

Сообщение о том, что Румыния и Украина закрывают для его борта воздушное пространство, Рогозин встретил угрозой: «В следующий раз полечу на Ту-160» (стратегический бомбардировщик. — «МК»).

«А не пошли бы вы... лесом!» — так молодецки отреагировал вице-премьер на известие о том, что США и НАТО недовольны визитом Путина в Крым. А новость (весьма, впрочем, сомнительную) о том, что Служба безопасности Украины якобы задержала партию вывезенного из Приднестровья радиоактивного урана, Дмитрий Олегович прокомментировал предельно лаконично: «Что курят в СБУ?» — явно намекая на то, что силовики в Незалежной балуются запретным зельем...

Не такой уж безобидный намек, между прочим. Совсем недавно аналогичный Твиттер-выпад оппозиционера Алексея Навального в адрес муниципального депутата Лисовенко был в суде признан клеветой с вытекающим обвинительным приговором. Однако что не позволено Навальному, то позволено Рогозину и другим сильным мира сего, которые все чаще используют Твиттер для выпускания политического пара.

Вот американский сенатор Джон Маккейн год назад позволил себе шпильку в адрес экс-президента Ирана, сопроводив такой невинной с виду записью: «Ахмадинежад хочет быть первым иранцем в космосе — но разве это не он был там на прошлой неделе?» сообщение информагентств о том, что Иран запустил в космос подопытную обезьяну. И никакого нью-карибского кризиса это не вызвало, вот что интересно!

Перед нами — игра политическими мускулами, рассчитанная в первую очередь на публику, которая воспринимает залихватский рогозинский пафос как некую официальную точку зрения Кремля. А она и не Кремля, и не официальная. Тяжело было политикам раньше: хочешь высказаться — шли официальную ноту. Так за базар в ноте и отвечать приходится по всей строгости дипломатического этикета. А тут — щебетанье в Интернете, вольный жанр. Если слишком уж защебетались — всегда можно удалить твиты с припиской «мой аккаунт был взломан». Именно так поступила Ирина Роднина со скандальной фотографией, на которой президенту США Обаме пририсовали оскорбительный банан.

Шпильки в Твиттере — новый дипломатический жанр, но вот задачи у такой дипломатии веками не меняются. Бомбардировщиками открыто грозят тогда, когда их не собираются пускать в дело, а если стоит задача не шутя запустить империалистам ежа в штаны, то это тщательно скрывают. Так что пока вице-премьер Рогозин стращает мир бомбардировщиками, можно спать спокойно. Волноваться будем, когда сей воинственный муж сделается подозрительно миролюбив.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Дмитрий ОРЛОВ, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

— В любой стране есть политические деятели, основой стиля которых является провоцирование оппонентов, и Рогозин относится к их числу. Благодаря этому он позиционируется и в политических элитах, и у населения. Рогозин — это российский Маккейн и есть. Он очень часто идет на заведомо нереалистичные заявления. Его заявления не выражают реальной позиции, а тестируют элиту другой стороны и воспринимаются как «пробный шар». Поэтому на Западе отношение к заявлениям Рогозина никогда не будет таким, как к публичной ноте МИДа. А использование Твиттера снижает ценность публичной позиции и девальвирует суть сделанного заявления.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26521 от 13 мая 2014

Заголовок в газете: Твитрий Рогозин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру