Куда приведет расколотую Украину «дорожная карта» ОБСЕ?

Политолог Александр Рар: есть поводы как для оптимизма, так и для пессимизма

ОБСЕ разработала «дорожную карту» для Украины, сообщил председатель Организации Дидье Буркхальтер. По его словам, речь идет больше чем о простом плане вывода страны из кризиса. «Карта» уже согласована со всеми четырьмя сторонами женевских переговоров — Россией, США, ЕС и Киевом – и ОБСЕ начинает реализацию предусмотренных документом мероприятий.

Политолог Александр Рар: есть поводы как для оптимизма, так и для пессимизма
Президент Швейцарии, действующий председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер (слева) и президент России Владимир Путин

«Дорожная карта» ОБСЕ зиждется на четырех пунктах, подчеркивается на сайте Организации — речь идет об отказе от насилия на Украине, разоружении всех конфликтующих сторон, налаживании внутриукраинского диалога и проведении честных и прозрачных выборов президента страны 25 мая. Для реализации этих планов ОБСЕ уже начинает подготовку ряда круглых столов при непосредственном участии Киевских властей.

Даже невооруженным взглядом, однако, видно, что пункты дорожной карты ОБСЕ практически дублируют женевские соглашения от 17 апреля, достигнутые в ходе переговоров представителей Москвы, Киева, Вашингтона и Брюсселя. Позднее, Россия и США не раз обменивались взаимными упреками в невыполнении этих договоренностей. Ситуация на Украине также не дает повода говорить об успешной реализации планов по «разоружению» и «прекращению насилия». Не постигнет ли судьба женевских соглашений и нынешний план урегулирования украинского кризиса? Об этом «МК» поговорил с экспертами.

– С учетом последних событий на Украине к подобной «дорожной карте» можно отнестись скептически, – отмечает политолог, заведующий сектором «Россия и новые государства Евразии» ИМЭМО РАН Николай РАБОТЯЖЕВ. – На мой взгляд, шансы на ее исполнение невелики. Киевские власти, очевидно, не планируют прекращать военные действия, которые они называют антитеррористической операцией. Напротив, они намерены вернуть Донецкую и Луганскую области в состав Украины с помощью насилия. Поэтому вопрос в том, насколько киевская власть способна слышать оппонента и насколько готова к диалогу. Пока ничего этого не видно — Киев не продемонстрировал желания понять людей, проживающих на юго-востоке страны. Мне кажется, что киевские руководители — люди зашоренные и живущие во власти собственных химер, они не способны или просто не хотят идти на диалог.

– Что может сделать Москва для успешной реализации плана ОБСЕ?

– Сейчас в связи с референдумами, прошедшими на востоке Украины в воскресенье, возникла очень сложная ситуация. Россия должна определиться, признает ли она эти референдумы? Если это так, то возникнет вопрос о вхождении Донецкой и Луганской областей в состав России. И как раз Москва была бы сейчас больше заинтересована в том, чтобы организовать внутриукраинский диалог. В противном случае она оказывается в тупиковой ситуации: если признавать результаты голосования и принимать в состав РФ один или два новых субъекта, это приведет к непредсказуемым последствиям, новым санкциям. С другой стороны, если ничего не предпринимать, есть риск потерять лицо - русских людей на юго-востоке Украины убивают, а Россия не вмешивается. И сейчас, мне кажется, Москва должна подчеркивать, что она выступает за диалог, потому что это тот третий путь, который позволит России и не вмешиваться в ситуацию, и не потерять лицо, и показать, что мы защищаем интересы русскоязычного населения на юго-востоке Украины.

– Что касается ЕС и США — заинтересованы ли они в выполнении дорожной карты?

ЕС, полагаю, заинтересован гораздо больше, чем США. Во-первых, к Европе Украина ближе, чем к США. И в случае введения новых санкций Европа больше других пострадает. Задача европейских государств — обеспечить свою энергетическую безопасность. И поэтому они не хотели бы конфликта с Россией. Если посмотреть на историю, то европейские государства выступали и против быстрого вхождения Украины в ЕС, и против присоединения к НАТО, чтобы не раздражать Москву — для них главными были бесперебойные поставки газа через украинскую территорию. Исходя из этого, европейцы скорее всего будут больше принимать во внимание позицию России и настаивать на диалоге, в тог время как американская сторона может солидаризоваться с действиями официального Киева...

– Есть поводы как для оптимизма, так и для пессимизма, – уверен политолог и научный директор Германо-российского форума Александр РАР. – Оптимизм внушает тот факт, что наконец-то ОБСЕ предпринимает действия для разрешения конфликта на Украине. Непросто было поднять эту организацию до такого уровня, но сейчас она ключевая. И важно, чтобы этот конфликт решала именно ОБСЕ, а, допустим, не НАТО, или ЕС или Россия. ОБСЕ в данном случае объединяет все эти стороны.

Пессимизм возникает, когда приходиться задумываться — а кто будет выполнять решения, на которых построена дорожная карта? Есть большие сомнения, что нынешние киевские власти способны на это. Трудно представить, у кого есть авторитет, чтобы убедить все стороны конфликта на Украине сложить оружие. Мне кажется, должен быть поставлен и вопрос о перестройке политической системы страны, - иного выхода, кроме как превращения Украины в федерация, на мой взгляд нет. Это, полагаю, тот минимум — а, возможно, и максимум, – на который стороны могли бы согласиться, но переговоры по этому вопросу рискуют быть очень сложными. Разделить же Украины практически невозможно, поскольку на западе не хотят отпускать восточную часть страны, здесь невозможен чехословацкий сценарий. И внешние игроки — такие, как США, — не допустят этого. Поэтому перспектив мирного раздела Украины сейчас нет, и надо соглашаться на федерализацию.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26522 от 14 мая 2014

Заголовок в газете: Куда приведет «дорожная карта» ОБСЕ?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру