Полигон Погоново встретил несколько сотен желающих понаблюдать за выступлениями асов тридцатиградусной жарой и полным штилем. До начала выступления многие пытались укрыться в тени армейских палаток. Однако после того как шоу началось, все как будто забыли про жару и, задрав головы к небу, следили за перипетиями красочного выступления.
Первыми в небе появились три штурмовика Су-25, которых в армии прозвали «Грачи». Машины раскрасили небо над полигоном дымами цветов российского триколора, а затем пилоты, лихо закладывая виражи, продемонстрировали навыки прохождения авиаслалома. Здесь, как и в обычном слаломе, нужно за максимально короткое время обойти несколько специально установленных пилонов, называемых воздушными воротами.
Затем появился Су-35С поколения 4++, который вскоре должен прийти на смену самолетам Су-27. Машина, пройдя на форсаже над трибунами, разорвала небо мощным рыком двигателей, и продемонстрировала несколько фигур высшего пилотажа, а затем, под аплодисменты зрителей, Су-35 на максимально низкой скорости пролетел над полигоном.
Несколько молодых офицеров-летчиков, наблюдая за показом, стали обсуждать нововведения в Российской армии.
— «Авиадартс» у нас есть, танковый биатлон есть, осталось соревнования на подводных лодках провести, наверное, их назовут «подводная охота», — предположил один из них.
— Или «подводная рыбалка», — пошутил второй.
— Вань, любишь ты масштабно мыслить, — обращаясь к автору идеи о соревнованиях подлодок, продолжил собеседник, — лучше расскажи, ты у нас человек недавно женившийся, тебе супруга, когда форму стирает, погоны вместе с рубашкой замачивает или уже отстегивать начала?
Громкий хохот над удачной шуткой прекратился, когда в небе появилась четверка Су-27 Липецкого авиацентра «Соколы России». Группа выполнила несколько фигур высшего пилотажа, а затем продемонстрировала элементы воздушного боя. На командном пункте были слышны переговоры пилотов.
— Приготовиться к перестроению — и раз, — отдал команду ведущий группы, полковник Александр Гостев, и многотонные машины мгновенно перестроились в воздухе и разбились на пары атакующих и обороняющихся. В воздухе закружилась «карусель». Здесь было практически все — боевое маневрирование на низких высотах, «петли Нестерова», «колокол».
— Атакую, — звучал в динамиках азартный голос пилота.
— Уход из-под атаки, — не менее азартно отвечал голос «оппонента».
Затем навыки продемонстрировали бомбардировщики. Разрывы бомб, сброшенных самолетами Су-34, буквально заставили трястись землю, следом условные цели поразил Ту-22М3.
Шоу, которое затем устроила единственная в России пилотажная группа «Беркуты» на вертолетах Ми-28Н («Ночной охотник»), без всякого преувеличения можно назвать впечатляющим. Группа из четырех вертолетов, казалось, нарушала все законы аэродинамики. Винтокрылые машины летали назад, боком, переворачивались вниз винтами, и даже исполнили «петлю Нестерова».
Что называется, «вишенкой на торт» стало выступление пары новейших истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Гордость российской авиации, суперсовременные машины, которых в России пока всего пять, под аплодисменты несколько раз пролетели над трибунами.
После окончания авиашоу Сергей Шойгу лично вручил лейтенантские погоны 17 военнослужащим научной роты, пожелавшим связать свою жизнь с Вооруженными силами России.
— Вас ждут в воинских коллективах, на вас рассчитывают, с вашим приходом связывают определенные планы и надежды, — напутствовал молодых лейтенантов глава Минобороны. — Надеюсь, вы оправдаете это высокое доверие, а мы в свою очередь окажем вам необходимую поддержку в офицерском становлении.