Умер последний руководитель социалистической Польши Войцех Ярузельский

Деятельность генерала соотечественники оценивают по-разному

 В Польше в возрасте 90 лет скончался последний руководитель Польской Народной Республики и первый посткоммунистический президент Польши Войцех Ярузельский. Ушел последний из остававшихся в живых лидеров социалистических стран Восточной Европы.

Деятельность генерала соотечественники оценивают по-разному
Войцех Ярузельский

Долгая жизнь не щадила генерала Ярузельского. Его семья была сослана в 1939 году в Сибирь. Отец умер на Алтае в Бийске. Сам юный Войцех на лесоповале заработал снежную слепоту. Идеальные условия для формирования антикоммунистических взглядов – но Ярузельский стал лидером польских коммунистов.

Летом 1943 года молодой польский парень вступил в 1-ю польскую пехотную дивизию им. Тадеуша Костюшко, сформированную на территории Советского Союза. Сражался в составе второй пехотной дивизии им. Генрика Домбровского. Был командиром взвода автоматчиков, потом командовал взводом конной разведки. Воевал на Висле, на Магнушевском плацдарме, участвовал в освобождении Варшавы, штурме Поморского вала, в боях на Балтийском побережье, Одере и Эльбе (Лабе).

В Польскую рабочую партию вступил уже после войны, хотя с окончанием Второй Мировой мир в Польше сразу не наступил – молодой офицер Ярузельский воевал против Украинской повстанческой армии (УПА) и польских антикоммунистических партизан.

В мирное время карьера Ярузельского шла вверх. В 1960—1965 гг. был начальником Главного политического управления Войска Польского, в 1965—1968 — начальником Генштаба Войска Польского. В 1962—1968 годах — заместитель министра обороны, с апреля 1969 по ноябрь 1983 года — министр национальной обороны ПНР.

С октября 1981 года Ярузельский был первым секретарем ЦК ПОРП, а с февраля 1981 года — Председателем Совета Министров Польской Народной Республики.

Ярузельский достиг вершин партийно-государственной власти в драматическое для Польши время, когда социализм в стране находился в критическом положении. В декабре 1981 года Ярузельский объявил в Польше военное положение, пытаясь обуздать независимый профсоюз «Солидарность» Леха Валенсы. В ночь с 12 на 13 декабря 1981 года генерал выступил по телевидению с обращением к полякам: «Мы – суверенное государство, и из это ситуации мы должны выйти собственными силами».

Одни возненавидели генерала за это, расценивая его действия как диктаторские. Другие считают, что он наоборот помог избежать советское военное вмешательство в духе подавления Пражской весны или венгерского восстания 1956 года.

Не прошло и десяти лет, как Ярузельский дал добро на диалог коммунистической власти с «Солидарностью». После долгих переговоров с оппозицией 4 июня 1989 года в Польше прошли первые – полусвободные, как их сейчас называют – выборы в парламент с участием оппозиции. Войцех Ярузельский нашел в себе силы не держаться за ускользающую власть – и передать ее в руки харизматичного лидера оппозиции Леха Валенсы.

В последние годы Ярузельский тяжело болел, страдал онкологическим заболеванием. А пару недель назад перенес инсульт. Видимо, он и стал роковым для генерала.

Но не только болезни подрывали силы Ярузельского. Травля лидера коммунистической Польши длилась не один год. Вопрос о правомерности его действий 25 лет назад поднимался неоднократно, и в 1996 году сейм постановил, что экс-президент действовал абсолютно законно.

Но несколько лет назад престарелому генералу было предъявлено очередное обвинение относительно введения военного положения в стране в 1981 году в ответ на забастовку «Солидарности».

В 2006 году Ярузельского наградили орденом “Крест ссыльных Сибири” как жертву репрессий, однако вскоре выяснилось, что в список награждаемых генерала внесли “по ошибке”, и ему пришлось вернуть награду. А буквально на следующий день “Институт национальной памяти” выдвинул в адрес Ярузельского новое обвинение, пообещав ему 8 лет тюрьмы. «Я должен предстать перед правосудием со всеми вытекающими последствиями, вскоре меня могут осудить», — заявил тогда экс-президент.

Незадолго до этого автор этих строк разговаривал с Войцехом Ярузельским по телефону, чтобы договориться об интервью, однако экс-президент осторожничал, боясь преследования властей:

«Вы не обижайтесь, но я не хочу отвечать на ваши вопросы, — в голосе генерала (он отлично говорил по-русски) слышалась дрожь. — Почему? У меня уже есть горький опыт. Я был в Москве и на Алтае, в Бийске, где похоронен мой отец, по случаю 60-летия Победы. Мне приходилось давать интервью и отвечать на вопросы российских СМИ. И что получилось? В разных польских газетах и телевизионных программах прогремела критика из-за того, что я вообще поехал в Россию. И что я высказывал фальшивые оценки и мнения, идущие вразрез с интересами польского общества и государства... Все это ложь. Я ничего такого не говорил. Мои высказывания были либо вырваны из контекста, либо умело препарированы. Но вслед за этой критикой пошли осуждающие оценки некоторых влиятельных польских политиков — вплоть до требований осудить меня, разжаловать, лишить генеральского звания. Меня обвинили во лжи — обвинили несправедливо. Обвинение осталось. Мои объяснения и опровержения не имеют никаких шансов пробиться. Поэтому я решил нигде не высказывать своего мнения в прессе, чтобы не давать предлога для очередных обвинений. Я боюсь, что мои высказывания будут вновь переиначены и направлены против меня. Единственное, что я хотел бы сказать: я от всего сердца желаю, чтобы отношения между нашими странами были добрососедскими…»

На днях автор этих строк встречался с давним оппонентом генерала Ярузельского – экс-президентом Польши Лехом Валенсой. Я спросил создателя «Солидарности», не считает ли он, что при других условиях Нобелевской премии мира заслужил бы и Войцех Ярузельский. Однозначного ответа на этот вопрос я не получил, хотя мой собеседник (по его словам, он неоднократно встречался с генералом и посещал его в больнице) дал понять, что по большому счету не исключает такой вероятности. Как бы то ни было, думаю, что своей готовностью к диалогу, приведшей к тому, что Польша первой из социалистических стран вышла из коммунизма, генерал Ярузельский заслужил и Нобелевскую премию, и благодарность соотечественников.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру