Украина Петровской эпохи

Какие главные вызовы стоят перед президентом Порошенко

Какие главные вызовы стоят перед президентом Порошенко

Украинские выборы закончились, и президентом стал Пётр Порошенко — миллиардер (у него капитал за миллиард долларов), владелец заводов, газет, пароходов (вы будете смеяться, но это чистая правда — на предприятиях, подконтрольных Порошенко, всё это есть). Но, главное, человек, который получил гигантский вотум доверия — рейтинг победы за 50%, а ближайшая соперница Юлия Тимошенко далеко-далеко внизу.

И сразу же в украинских СМИ развернулась дискуссия: давать Порошенко привычные сто дней на оглядку, притирку и обдумывание первых решений либо требовать немедленных действий. Граждане Украины явно склоняются ко второму варианту — они прямо сейчас хотели бы понять, как президент будет отрабатывать их голоса, ведь тут скрывать нечего — голосование было не только «за Порошенко», но и «против» — второго тура. Граждане хотят «скорее», они крайне устали от войны, раскола и неопределенности, поэтому сейчас скорость может спорить со здравым смыслом. Что Украине может и навредить.

Как же будет действовать Порошенко?

Для начала посмотрим, кто его окружает и какие вызовы перед ним стоят.

Что касается коллектива, то даже если он никого не будет менять, то сам Порошенко свободно владеет английским, прекрасно знает международную политику и экономику, выдерживает любое, самое «горячее» ток-шоу.

Его премьер-министр Яценюк, от которого он не собирается отказываться, также свободно владеет английским, специалист в международной политике и экономике. Яценюк хорошо показал себя в оперативном регулировании страной до Порошенко — не идеально, конечно, но будучи «хромой уткой» (не был всенародно избран, а фактически назначен Майданом), смог удержать страну от катастрофических провалов в самое тяжелое время.

Есть еще министр иностранных дел — свободный английский, но еще и свободный польский, — что необычно для чиновника, но, видимо, поможет доверительно общаться со страной, которая исторически всегда была врагом, однако сейчас оказала принципиальную поддержку по всем вопросам.

А есть еще нынешний министр экономики, который был советником премьер-министра Малайзии, есть министр образования — тоже с прекрасным английским.

Да, английский язык сейчас не редкость, но я делаю акцент на том, что команда у Порошенко подбирается с одним вектором — проевропейским, и рассказывать своим гражданам про «вражеский Госдеп» они не будут.

К этому нужно добавить, что советниками по внутренним реформам у Порошенко будут грузины — от Бендукидзе и Саакашвили ждут практических советов по оперативным преобразованиям МВД и экономики постсоветского периода. Так или иначе, но отчетливо просматривается антикоррупционная модель преобразований, однако это лишь часть тех вызовов, которые стоят перед Порошенко.

Им, этим вызовам, несть числа.

Конечно, в первую очередь это прекращение войны — и, как кажется, Порошенко понимает, что это именно война с присутствием на территории Украины вооруженных людей из других государств. И ему предстоит решить не только как прекратить эту войну, но выбрать и правильный путь ее прекращения — наиболее малокровный и щадящий по факту, хотя в теории уже объявлено про интенсификацию военной операции на востоке. В этот же военный пакет входит и элементарная нормализация отношений с Россией — Порошенко сам упоминал о ней, причем дал обещание, что «нормализует» отношения в течение трех месяцев — как у него это получится, совершенно непонятно, учитывая, что в этот пакет входит и Крым, что для России необсуждаемо.

Однако мы сейчас говорим не о решениях, а о проблемах, поэтому идем дальше.

А далее — экономика. Она и так слаба, но из-за войны стоит вообще на нуле. Порошенко нужно исхитриться не столько перезапустить на большую эффективность уже работающие отрасли, сколько предложить модель существования для двух важнейших отраслей, которые либо «лежат» (донецкие шахты), либо обязательно еще пострадают из-за войны — это всё, что связано с российско-украинской военной кооперацией, совместным самолетостроением и аэрокосмическим комплексом. И жить тут по-старому не получится даже не из-за взаимного недоверия, которое уже разделило страны на долгие десятилетия, сколько ввиду принятого решения о западном векторе Украины.

Третья стратегическая проблема для Порошенко, как это ни неожиданно, — выстраивание отношений со своими «братьями-олигархами». Коломойский, Ахметов и прочие — это реальные владельцы «Украины по частям», поэтому нужно гармонизировать их личные бизнес-интересы с интересами государства. И это важнейшая задача, ибо, во-первых, украинские олигархи — это организаторы сотен тысяч рабочих мест в реальных отраслях экономики. Во-вторых, Порошенко нужно показать, что Украина комфортна не только для его бизнес-империи, а для бизнеса вообще, что страна притягательна и лояльна для тех, кто вкладывает в нее деньги.

А на какое место в рейтинге задач поставить борьбу с коррупцией — даже трудно сказать. Не секрет, что если нынешняя Украина может быть в чем-то идеальным образцом, то это в коррупционности, достигшей предела. Видимо, потому и приглашают грузин, чтобы построить именно действенную модель борьбы с ней. Однако Украина — это не Сингапур и даже не Грузия — в Грузии за пару дней уволили всех 14 000 полицейских и создали новую полицию, высокие зарплаты и всяческие бонусы. Если за один день уволить сотни тысяч украинских милиционеров, то не выйдет ли эта армия недовольных на новый, только теперь уже антипорошенковский Майдан?

Еще одна проблема имеет конкретное имя и фамилию — Юлия Тимошенко. Да, в президентской гонке Тимошенко показала до обидного слабый результат. Но по мере роста недовольства правлением Порошенко, а оно обязательно будет, лишь только он начнет настоящие реформы, взоры граждан будут разворачиваться на Тимошенко: харизма — вещь жесткая. И новый президент может получить оппозиционерку, которая… ну мы знаем, на что способна Юлия Владимировна. Поэтому крайне важно найти ей применение — неунизительное и статусное, чтобы была при деле. Чтобы война с Тимошенко не началась в день окончания войны на Донбассе.

А как не упомянуть проблему Верховной Рады?

Вроде бы идет разговор о внеочередных парламентских выборах. Конечно, немедленные перевыборы Рады были главным требование Майдана, но… во-первых, юридического повода для роспуска нет — депутаты стали шелковыми и утверждают новые «прогрессивные» законы за пять минут практически единогласно. А во-вторых... ну не очень хотят они уходить, вернее, совсем не хотят. Поэтому попытка поставить Раду «на вылет» может открыть еще один фронт борьбы, когда все попытки президента принять хорошие законы будут разбиваться о мстительность Рады, которая займется саботажем.

Проблема? Еще какая!

А еще одна проблема — с Майданом, раз мы его уже упомянули.

Сколько ему еще стоять?

Сыграв свою важнейшую роль, он по факту давно превратился в скопище ряженых, никого не представляющих маргиналов, которые именно в центре Киева нашли себе новую работу — «смотрящих за революцией».

Нужен ли этот киевский вариант московского мавзолея, где показывают фальшивое пальто Ленина, сшитое в одежных мастерских Большого театра?

Петру Порошенко в любом случае предстоит решать вопрос Майдана — решать под угрозой быть обвиненным в том, что «капиталист предал интересы простого народа, который привел его к власти», однако решать аккуратно, чтобы этим символическим шагом не оскорбить память как «небесной сотни», так и десятков тысяч граждан, для которых Майдан — это не торговля сувенирами и «фотки на память», а реальная борьба, в которую они включились, рискуя жизнью.

И это лишь краткий список проблем, очень больших проблем.

А сколько «текучки и оперативки» — тех мелочей, которые нужно решать в ежедневном режиме...

Однако по Сеньке и шапка, ибо Пётр Порошенко — это первый президент в истории Украины, который победил не по партийному признаку и не по географическому. Он получил большинство голосов во всех, без исключения, регионах страны. Такое доверие чего-то да стоит.

Сюжет:

Новая Украина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру