Яндекс гибридный. Митрофанов объяснил, как собираются «прижать» агрегаторы новостей

«Раз — и все разнес по всей стране!»

29.05.2014 в 16:33, просмотров: 6373

«Яндекс.Новости» и другие сайты-агрегаторы новостей заставят регистрироваться в качестве “гибридных» СМИ. Концепция соответствующего законопроекта уже обсуждается, утверждают в Госдуме, но текст его еще не написан. «МК» побеседовал с депутатами

Яндекс гибридный. Митрофанов объяснил, как собираются «прижать» агрегаторы новостей
фото: Алексей Меринов
Алексей Митрофанов

Направление, в котором бьется депутатская мысль, стало понятно после того, как Андрей ЛУГОВОЙ (ЛДПР) 13 мая направил в Генпрокуратуру письмо с просьбой объяснить, является ли «Яндекс.Новости» простым поисковиком или средством массовой информации. Тем более что г-н Луговой пообещал по получении ответа из Генпрокуратуры сразу же написать законопроект, который позволит поставить все новостные сайты-агрегаторы под контроль — наравне с газетами, журналами, радио и телеканалами, интернет-изданиями.

Агрегаторы новостей в автоматическом режиме собирают информацию с разных ресурсов и сообщают ее со ссылкой на источник, постоянно обновляя содержание. Практически все эти сайты в той или иной мере обрабатывают информацию, доводя ее до потребителя. Логика г-на Лугового и его сторонников такова: «Раз обрабатывают информацию, да еще иногда выдают рейтинги новостей — значит, влияют на формирование общественного мнения и нуждаются в пристальном пригляде». «Пригляд» грозит не только «Яндексу»: в связи с этой темой в Госдуме вспоминают многие другие, менее известные ресурсы.

«Нас не интересует «Яндекс» сам по себе, нас интересует только его приложение «Яндекс.Новости», уберите эту плашку - и все», - объяснил «МК» коллега г-на Лугового по фракции, первый замглавы думского Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Вадим ДЕНЬГИН. Он считает новостное приложение крупнейшего российского поисковика «самым настоящим СМИ». «68 млн. россиян ежедневно пользуются Интернетом, и первое, что они смотрят — новостные блоки, причем в большинстве случаев граждане не утруждают себя переходом на первоисточник информации по ссылке, а читают краткое изложение новости, предложенное поисковиком», — сказал Деньгин. Он верит, что информация автоматически собирается сайтами-агрегаторами поисковиков и раскладывается по разным тематическим папкам, но не верит, что краткое изложение новости делают роботы - «у нас не «Звездные войны» какие-то, не «Терминатор», в конце концов, все пишут обычные люди».

Пока никакого текста законопроекта нет, признал депутат, идет обсуждение концепции «на разных площадках». В администрации президента, по его словам, этим вопросом тоже «занимаются, но в основном на уровне аналитики». Новостные сайты привлекают внимание представителей власти по причине своей популярности.

Леонид ЛЕВИН («СР»), первый замглавы Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи, уточнил в разговоре с корреспондентом «МК», что комитет как структура не занимается разработкой законопроекта. Он лично считает, что «эта тема перегрета либеральными СМИ, но проблема сайтов-агрегаторов новостей реально существует, и Яндекс.Новости — лишь один из конкретных примеров ее проявления». Такие сайты делают свои новости, как и СМИ, считает депутат, но «оказываются вне зоны правового регулирования». Г-н Левин не видит ничего страшного в том, чтобы ввести регистрацию новостных агрегаторов в качестве СМИ: «никакого ограничения свободы слова в этом нет, ведь речь не идет о том, чтобы все поисковики целиком признавать СМИ»...

Глава комитета, Алексей МИТРОФАНОВ («СР»), в разговоре с корреспондентом «МК» предложил посмотреть на ситуацию «с точки зрения честной конкуренции»: «традиционные СМИ тратят огромные ресурсы, время, чтобы получить эксклюзивную информацию, а она — раз! - и в топе новостей на «Яндексе», и он разнес ее по всей стране!» Г-н Митрофанов считает, что для реализации идеи законопроекта придется вносить изменения в закон «О СМИ», причем статус новостных сайтов-агрегаторов прописать как «гибридный» - все-таки это не совсем СМИ в классическим смысле слова...

Напомним о реакции представителей Яндекса на депутатскую атаку: они резонно утверждают, что новости агрегируются из СМИ, имеющих государственную регистрацию, и никакого переписывания и «ручной регулировке» этих новостей специально под поисковик нет.