Сведет ли Европа Путина с Обамой?

Официальную встречу заменит «встреча на мероприятии»

В пятницу Владимир Путин после долгого перерыва вновь встретится с лидерами западных стран на неформальном саммите по случаю 70-летия высадки союзников в Нормандии. За неимением более содержательной повестки дня все внимание мирового сообщества сосредоточится на деталях: как встали для совместного фотографирования, кто первым протянул руку, кого с кем посадили за обедом и т.д. Конечно, в психологическом плане это будет не самый простой вояж для российского лидера. Но не стоит забывать, что еще совсем недавно Путину и вовсе грозили чуть ли не полным бойкотом и изоляцией «от приличных людей».

Официальную встречу заменит «встреча на мероприятии»

«Я ни от кого в Нормандии бегать не собираюсь!» — это признание Владимира Путина, по всей видимости, спутало карты западным партнерам. Еще пару недель назад разные влиятельные СМИ со ссылкой на свои источники уверяли, что Олланд пригласил российского лидера на юбилей высадки союзников только из уважения к подвигу советского народа, что стоять рядом с ним никто из гостей (среди которых главы 18 государств) не хочет и руки никто из приличных людей ему не подаст. Эти слухи косвенно подтверждались гневными отповедями госдепа США и совсем уж дикими высказываниями принца Чарльза, якобы сравнившего российского президента с Гитлером. Однако за несколько дней до поездки выяснилось, что не так страшен западным лидерам Владимир Путин, как это малюет пресса. Обещанного бойкота не случилось. Более того: протокол предстоящего визита российского лидера, по крайней мере внешне, мало чем отличается от обычного — те же переговоры, двусторонние встречи, торжественные церемонии, ланчи и совместное фотографирование.

Первым сдался Франсуа Олланд, пригласивший российского гостя на ужин в Елисейский дворец (из-за этого график поездки, первоначально планировавшейся Кремлем буквально на несколько часов, растянулся на сутки). Следом о своем желании пообщаться с глазу на глаз, а не по телефону объявили британский премьер Дэвид Кэмерон и канцлер ФРГ Ангела Меркель. И даже Белый дом от категоричного «никогда и ни за что» перешел на сослагательное наклонение, отметив, что хотя формально встреча двух президентов не планируется, никто не мешает им выяснить отношения, например, за ланчем или во время торжественных мероприятий. Тем более что не только Путин, но и Обама дал понять, что в принципе готов к диалогу.

«Я скажу Путину, если встречусь с ним на публичном мероприятии, что мы оставим в силе действующие в отношении России санкции и готовы ввести дополнительные экономические меры в том случае, если РФ продолжит дестабилизацию Украины», — заявил американский президент во время европейского турне.

Представители службы внешних связей Евросоюза в свою очередь не скрывают, что до последнего будут пытаться организовать более содержательное, нежели обмен несколькими репликами, общение лидеров России и США. Но поскольку ни одна из сторон публично с подобной инициативой не выступила, сделать это, не нарушая протокола, будет крайне затруднительно. «Не могут же президенты случайно столкнуться и побеседовать в коридоре», — сетуют еврочиновники.

Их заинтересованность в личной встрече Путина и Обамы вполне закономерна и объяснима. Со времени присоединения (или, как по-прежнему считают на Западе, аннексии Крыма) утекло уже много воды, и страсти пусть не до конца, но все-таки улеглись.

В большом интервью, которое российский президент дал французскому телевидению накануне приезда в Нормандию, Крыму был посвящен всего один вполне дежурный вопрос (ответ на него журналист и сам наверняка знал): «Отдадите ли вы Крым назад?» А на саммите G7, проходящем в Брюсселе, лидеры европейских стран вообще не собирались поднимать эту тему как бесперспективную.

С прагматической точки зрения, кому именно принадлежит Крым, Европе совершенно безразлично, в отличие от стабильности газовых поставок и выполнения других экономических соглашений, которые только в Германии обеспечивают работой 300 тыс. человек. За последнее время «Газпром» уже дважды переносил перевод Украины, через территорию которой проходит труба в Европу, на предоплату и недвусмысленно дал понять, что готов идти на дальнейшие компромиссы. Нельзя исключать, что эта уступчивость газового монополиста является следствием каких-то закулисных договоренностей по восстановлению отношений с западными партнерами, которые в конце концов приведут Россию к подписанию договора о партнерстве с ЕС (о готовности подписать такой договор, включив в него раздел по энергобезопасности, Владимир Путин говорил на питерском международном форуме).

Но если российский лидер в своих отношениях с Европой действует по принципу «хозяин — барин», то его партнерам необходимо заручиться если не согласием, то хотя бы нейтралитетом Барака Обамы. Вот почему так велико желание еврочиновников вопреки протоколу столкнуть в одном коридоре президентов России и США. Удастся ли это и к каким результатам для двусторонних отношений и для развития ситуации на Украине приведет эта встреча — станет понятно уже в ближайшие часы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру