— Никакого «единственно правильного» учебника российской истории, о котором так много говорят, не будет, — клянется Петров. — Российское историческое общество, по инициативе его председателя Сергея Нарышкина, разработало новую концепцию преподавания отечественной истории. Опираясь на нее, неограниченное количество авторских коллективов могут начать писать учебники и другие пособия. Мне уже известно о трех, которые приступили к работе. Потом эти учебники пройдут несколько экспертиз: научную, методическую, педагогическую, общественную и экспертизу в Российском историческом обществе. Все выдержавшие эти процедуры будут включены в федеральный перечень рекомендованных учебников. А каким из них пользоваться — будет решать учитель. Так что учебных пособий по российской истории станет не меньше, как многим кажется, а, я думаю, их станет больше.
— В чем новизна вашей концепции?
— До сих пор дети проходили весь курс истории к окончанию 9-го класса, а в двух старших повторяли то же самое якобы углубленно. А на самом деле натаскивались на ЕГЭ. Мы возвращаемся к линейной системе преподавания истории, чтобы курс шел без повторов, а наиболее сложные события ХХ и ХХI веков преподавались уже взрослым школьникам, а не в 8-м и 9-м классе.
— А если ученик после 9-го класса уходит в колледж, он так и не узнает, что было в ХХ веке?
— Он узнает об этом в колледже.
Изменились требования и к содержанию. Мы просим синхронизировать преподавание отечественной истории с зарубежной, с историей искусства и культуры. Беда действующих учебников в том, что их разделы, касающиеся культуры, больше напоминают составы футбольных команд в протоколе матча.
И вспомним поручение президента: учебник должен быть написан ясным русским языком. То есть вместо всех «измов» и туманных формальных фраз наподобие «ранняя феодальная монархия Киевская Русь» должны прийти конкретные формулировки.
— Какие?
— Вот авторы пусть и думают.
— Когда появятся новые учебники?
— Это зависит от авторов. Есть надежда, что к 1 сентября 2015-го. В наступающем учебном году преподавание будет вестись по старым учебникам, но по новым методикам, с учетом концепции. Соответственно какие-то моменты из существующей учебной литературы будут игнорироваться, другим будет уделяться больше внимания.
— Многие опасаются, что новые учебники будут навязывать строго определенные идеологические взгляды на историю...
— Мы будем это пресекать. Если на одно и то же событие есть несколько разных взглядов, полярных взглядов — нужно говорить обо всех. Дискуссия — основа истории как науки. Конечно, человек с коммунистическими взглядами никогда не согласится с демократом или правозащитником в оценке Сталина. И школьники должны знать, что существуют разные оценки. Поэтому в концепции есть отдельный раздел — «Перечень трудных вопросов». По этим вопросам учитель обязан давать разные точки зрения. Для этого будут готовиться специальные методические пособия.
— В числе «трудных вопросов» есть «оценка стабилизации экономики и политической системы в двухтысячные годы». Не придется ли в связи с этим педагогам на уроках агитировать за Путина?
— Я так не думаю. Вообще-то было много споров о том, нужно ли преподавать историю последних лет. Лично я считаю, что нужно. Потому что для детей — это их история.
С этим трудно не согласиться. Старшекласснику полезно знать, что он, например, родился в год трагедии «Норд-Оста» или пошел в школу в год, когда Россия впервые после долгого перерыва выиграла хоккейный чемпионат мира, переиграв в финале канадцев, или закончил школу в год сочинской Олимпиады и воссоединения с Крымом...