Почему России не страшен посол Теффт

Лучше враг-профессионал, чем некомпетентный любитель в «шкуре» друга

В 1832 году Лондон попытался было отправить в качестве посла в Россию известного русофоба сэра Стратфорда Каннинга. Но император Николай I встал на дыбы и отказался принять в своей столице такого «гостя». После этого целых три года в Санкт-Петербурге вообще не было британского посла.

Межгосударственные отношения между РФ и США сейчас находятся вблизи точки замерзания. Но даже на таком фоне Владимир Путин не последовал примеру царя Николая. Москва дала официальное согласие на назначение послом США в РФ Джона Теффта — человека, которого у нас считают большим ненавистником России и мастером устраивать «оранжевые революции».

Лучше враг-профессионал, чем некомпетентный любитель в «шкуре» друга
Джон Теффт

И такому «бесстрашию», с моей точки зрения, можно только рукоплескать. России нечего бояться любого американского посла — даже если те демонические черты, которые у нас приписывают Джону Теффту, в основном соответствуют действительности.

Это будучи эмиссаром Америки в Тбилиси и Киеве, посол Теффт мог выполнять функции, близкие к обязанностям римского проконсула в вассальной провинции. В путинской Москве такой вариант поведения для нового посла США закрыт. Или, если точнее, так: в теории попробовать «побузить» Джон Теффт, конечно, может. Но в таком случае он может запросто оказаться в не очень завидном положении одного из недавних предшественников на посту посланца Вашингтона в Москве Александра Вершбоу.

Александр Вершбоу

Занимавший пост посла США в РФ с 2001 по 2005 годы карьерный дипломат Александр Вершбоу в памяти московской публики остался как дружелюбный господин с манией раздавать свои интервью направо и налево. Но в общении с высшими российскими чиновниками посол Вершбоу вел себя, с их точки зрения, не очень адекватно. И ему, по моей информации, был объявлен неформальный бойкот. Александр Вершбоу не был официально признан персоной нон грата, как это произошло с послом США в СССР Джорджем Кеннаном в 1952 году. Его просто перестали принимать в реально значимых кабинетах.

Есть ли шансы, что нечто подобное произойдет с послом Джоном Теффтом? Начать следует с того, что пока он еще не совсем посол. Его кандидатуру еще должен утвердить американский Сенат, а он мало похож на наш безотказный Совет Федерации. Американские сенаторы считают себя гораздо более крутыми, чем сам президент. Утопить или отложить чье-либо кадровое назначение — это для них легче легкого.

Конечно, учитывая репутацию Джона Теффта как образцового борца с «российским империализмом», к самой его кандидатуре сенаторы, скорее всего, особо придираться не будут. Но они могут решить: не заслужила еще Москва такой «чести», как приезд нового посла США. Пускай подождут! Но допустим, что Теффт сумеет покинуть Сенат в ранге полноценного посла. Что тогда?

Работавший послом Америки в Москве с 2008 по 2011 год Джон Байерли был не только образцовым профессионалом, но и человеком, который по-настоящему тепло относился к нашей стране. Отец Байерли во время Второй мировой войны некоторое время провоевал в рядах Советской армии. И это породило у его сына чувство сопричастности к России.

Ничего подобного теперь, естественно, не будет. Но вот что внушает надежды: Теффт тоже пользуется репутацией профессионала. И это не просто важно, а архиважно. Международная политика не терпит сантиментов. Она основана не на личных чувствах, а на интересах и их правильной интерпретации.

С этой точки зрения худший возможный американский посол из Москвы уже уехал. Покинувший Россию в начале этого года посол Майкл Макфол сначала создал себе репутацию архитектора политики перезагрузки между РФ и США, а сейчас выступает с планами «жестокого наказания» Москвы. Но негативные чувства к Майклу Макфолу у меня остались совсем не поэтому.

С моей точки зрения, Макфол оказался удивительно некомпетентным и поверхностным послом. Выходец из научной среды, Макфол постоянно попадал впросак из-за своего незнания элементарных норм дипломатического этикета. Например, едва прибыв в Москву и еще не вручив верительных грамот, новый посол зачем-то поприсутствовал на встрече с представителями российской оппозиции в американском посольстве.

Если бы такая встреча произошла уже после вручения верительных грамот, то к послу Макфолу никто бы не имел права предъявлять особых претензий. Работа дипломата заведомо предполагает общение не только с властью страны пребывания, но и ее оппонентами. И к главному американскому гостю той встречи — бывшему послу в Москве, заместителю госсекретаря Уильяму Бернсу — ни у кого из российских чиновников вопросов не возникло.

Но вот для посла сначала встречаться с врагами власти, а только потом с самой властью — это, по мировым нормам, грубейший дипломатический прокол. Получилось, что, еще не вступив толком в должность, Макфол уже испортил свою репутацию в глазах властей страны пребывания.

Из таких «мелочей» и был «соткан» провал работы Майкла Макфола на посту главы посольства США в Москве. Макфол не понял, что работа посла не сводится к мельканию на гламурных дипломатических приемах. Работа посла по большей части тяжелая и черновая. Он обязан обеспечить постоянные рабочие контакты и взаимопонимание между своим государством и страной, в которой он работает. Майкл Макфол вместо этого предпочитал красоваться на экране телевизора и раздавать интервью о своей роли в мировой истории.

Сыграло ли это значительную роль в ухудшении российско-американских отношений? Возможно, нет. Посол США — это, мягко выражаясь, не самая важная фигура во Вселенной. От его действий или от его бездействия зависит не так много, как может показаться. Но мне все же жаль, что в критически важные для наших отношений годы послом США в Москве был крикливый любитель, а не, допустим, блестящий дипломат вроде уже упомянутого Уильяма Бернса.

Если Джон Теффт вернет на самый верхний эшелон посольства США в РФ профессионализм, то это уже будет его вкладом в улучшение российско-американских отношений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру