Причина отказа российской делегации в визах на «Фарнборо» - бюрократия в визовых центрах

Потери Великобритании от этого будут больше, чем потери России

Открытие одного из крупнейших мировых авиасалонов, который проходит раз в два года в Фарнборо - предместье Лондона, в этом году началось со скандала: большая часть российской делегации не смогла вовремя получить британских виз. В ответ посольство России направило ноту в МИД Великобритании, а вице-премьер Рогозин в своем Twitter рекомендовал «нашей делегации свернуть участие в выставке и вернуться домой», так как власти Великобритании заявили, что отказ в выдаче виз связан с «поведением России в конфликте с Украиной». Однако специалисты утверждают, что так называемыми «санкциями», британцы всего лишь прикрывают плохую работу своих визовых центров.

Потери Великобритании от этого будут больше, чем потери России

Представитель британского МИДа сообщил агентству Франс-Пресс, что «из-за действий России на Украине представители российского правительства не получили приглашений от имени правительства Ее Величества на авиасалон в 2014 году». Он заявил также, что Лондон предпринял «явные действия» по исключению России из списка стран, которые могут покупать британское авиаоборудование или самолеты, а самолетам—участникам авиасалона не дадут взлететь в небо над Фарнборо, позволив им лишь стоять на стоянке в аэропорту.

Однако все эти «страшные» запреты вряд ли ощутимы для России. Те из журналистов, кто бывал на авиасалоне в Фарнборо (а я бывала), не дадут соврать: Россию там никто никогда особо не ждал. На этом форуме у нас практически нет покупателей. И никогда не было. Для нас важней Малайзия, Индия — наш покупатель там. А в Фарнборо главные действующие лица исключительно «Эрбас» и «Боинг». Россия там всегда ютилась где-то на обочине.

Обычно наши чиновники там важно расхаживают от стенда к стенду и подписывают контракты друг с другом. Будто тоже самое нельзя сделать дома, в России. Происходит все это исключительно в свете российских телекамер, так как наши копеечные по западным меркам «контракты века», никого из европейских «партнеров» России не интересуют.

Единственным эффектным моментом нашего участия в Фарнборо традиционно были полеты российских истребителей — в программу полетов их обычно ставили после французских «Рафалей» (для сравнения). Наши всегда выглядели круче. Но все это было лишь элементом шоу, так как покупать их все равно никто никогда не собирался.

Короче, если наши чиновники в этом году не смогут прогуляться в Лондон за казенный счет, ничего страшного не случиться. А если есть что подписывать, то это можно сделать и дома.

Спасибо британцам, что решили поберечь средства нашего бюджета. Правда, как утверждают те, кто уже работает на выставке, сделали они это не нарочно, а исключительно из безалаберности. Никакой политической логики в так называемых «санкциях» не просматривается, а явный бардак — налицо.

К примеру, эксперт «МК», редактор Avia.ru Роман Гусаров в своем Facebook пишет: «Как я вижу сложившуюся ситуацию, британцы решили прикрыть как бы санкциями неудовлетворительную работу своего консульства. Никакой системы в невыдаче виз нет. Сейчас в Лондоне полно российских чиновников высокого ранга и руководителей компаний. Готов засвидетельствовать, большая часть пассажиров самолета «Аэрофлота», летевших сегодня в Лондон — члены российских делегаций компаний — участников Фарнборо».

Или, допустим, источник в «Объединенной авиастроительной корпорации» отмечает, что почти все ее представители визы на авиасалон получили. Все руководство: президент корпорации Михаил Погосян, его сын — вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Артем Погосян в Лондон прибыли. При этом, визы не смогли получить рядовые сотрудники. Так не выдали их бригаде программистов, которые должны были устанавливать программное обеспечение на тренажерах самолета МС-21. И теперь, говорят в ОАК, «тренажеры будут стоять как обычный железный хлам».

Из представителей Минпромторга в Фарнборо смогли улететь лишь замминистра Юрий Слюсарь и руководитель департамента авиационной промышленности Андрей Богинский. Из 17 членов делегации «Рособоронэкспорта» визы получили только пять человек. Представителям КБ «Туполев» дали две визы из семи и от поездки отказались все. Частично визы получили и представители Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

Проблемы возникли и у российских СМИ. Паспорта в визовых центрах «зависли» у журналистов РИА Новости. Не получил визу один из операторов «Россия 24», а корреспондент этого телеканала, напротив, получил ее в срок. Визы дали вовремя корреспондентам ИТАР-ТАСС и «Коммерсанта». «Интерфаксу» с ними потянули, но все же выдали.

Такую странную избирательность — когда высоким чиновникам и государственным СМИ визы дают, а рядовым клеркам в них отказывают — санкциями назвать трудно. Это подтверждают и представители туркомпаний, которые говорят, что из-за плохой работы визовых центров, чехарда с британскими визами творится начиная с зимы. Массово срываются поездки туристов, детей, уезжающих в Англию на обучение. Причина, считают они, в новой фирме-посреднике, работающей с посольством. Она не только не улучшила прежнюю работу, но и увеличила сроки обработки документов до двух-четырех месяцев. Исчезла привычная услуга — проверка статуса заявки онлайн. Зато появились огромные очереди на подачу и получение виз.

В июне Европейская ассоциация туроператоров (European Tour Operators Association, ЕТОА) подсчитала, что Великобритании такая небрежность в работе обойдется в 50 миллионов фунтов стерлингов ($85 млн). Хотя, если британцы предпочитают называть такую работу санкциями, то ничего не поделаешь: как известно, санкции всегда имеют обоюдоострую направленность.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26572 от 15 июля 2014

Заголовок в газете: Скандал на «Фарнборо» — не санкции, а бардак

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру