Эксперты прокомментировали новый виток санкций против России

Истеблишмент: перезагрузка

Истеблишмент: перезагрузка

Алексей МАКАРКИН, замгендиректора Центра политтехнологий:

— Стоит отметить, что в ряде компаний, на которые наложены санкции, есть европейские миноритарии. В «Новатэк» это французский «Тоталь», а в «Роснефти» — «Бритиш Петролеум». «Тоталь», кстати, очень хотела зайти в «Новатэк» и добилась своего, когда туда пришел Геннадий Тимченко. Поэтому сам факт введения этих санкций говорит все-таки о том, что в исключительных случаях политики на Западе независимы от крупных компаний и могут принимать решения, не поддаваясь давлению значительной части предпринимательского сообщества. Конечно, в Евросоюзе настроения не радикальные. Но так как США радикализируются, они будут подталкивать ЕС к ужесточению санкций, и, наверное, к концу июля эти 6 компаний могут попасть и под санкции ЕС. Хотя не все: не думаю, что среди них будут «Роснефть» и «Новатэк».

Кроме того, возможны неформальные ограничения, напрямую официально не связанные с санкциями. Например, у европейцев уже возник вопрос, почему «Стройтрансгаз» будет строить участок газопровода «Южного потока» на территории Болгарии. То есть санкции Европы против этой компании не введены, но вопросы к ней возникли.

Во внутренней политике власть в ответ будет укреплять консенсус основных политических сил и усиливать антизападнические тенденции в разных сферах. Что-то вроде ситуации, когда нашим сотрудникам силовых ведомств запретили посещать западные страны, — такая тенденция может продолжиться. Думаю, что отгораживание от Запада в самых разных сферах усилится.

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики:

— Что такое санкции в данном случае? Такое ощущение, что санкции будут продолжаться, кто бы что ни делал. Причем они строго соответствуют процессу мирного урегулирования. Как только подписано очередное урегулирование — сразу следует вспышка насилия, и за ней — санкции. Это такой механизм, потому что каждое урегулирование является сигналом Киеву, что он может делать на юго-востоке все что хочет, а сопротивление ему записывается на счет России. И изменить это нельзя, потому что Москва не управляет Киевом. Остается только быть готовым к тому, что санкции будут продолжаться.

Основная реакция Москвы — сдерживать процесс расширения санкций. Ничего другого Кремль, по-моему, не делает. Лучше всего это выражается в стилистике Игоря Сечина, который не произносит кровожадных речей, осторожен и рассудителен. Мы не можем повлиять на Обаму, поэтому надо рассматривать его как некий постоянный фактор, по возможности понимая, что урегулирование на Украине не имеет отношения к вопросу о санкциях. Даже если мы встанем на уши и будем заниматься исключительно Украиной, поводы для санкций будут находиться.

Единственное заметное изменение — это перегруппировка элит в России. Либеральные «говорящие головы» потеряли авторитет, либеральный истеблишмент примкнул к власти. А конструктивную, сдерживающую роль играют скорее круги, связанные с военным сектором, реальным стратегическим планированием, которые понимают, что ситуация серьезна и импровизации тут недопустимы. Но эти изменения никак не проявляются, потому что наша политика теперь полностью отключена от масс-медиа.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26575 от 18 июля 2014

Заголовок в газете: Истеблишмент: перезагрузка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру