В преддверии президентских выборов в Турции началась охота на ведьм

В ходе масштабной операции задержаны десятки полицейских

За три недели до президентских выборов в Турции, 22 июля, власти запустили масштабную операцию по задержанию… полицейских. Причем полицейских не простых - многие из почти сотни задержанных возглавляли департаменты или отделения полиции, чаще в области разведки или борьбы с террроризмом. «Шьют» им два основных дела – это “выдумывание” террористической организации “Селям-Тевхит”, незаконное прослушивание по этому делу высокопоставленных чиновников, а также шпионаж (в чью пользу, не уточняется).

В ходе масштабной операции задержаны десятки полицейских

Надо сказать, что юридически дело - курам на смех (турки говорят “даже вороны смеются”). Например, “Селям-Тевхит”, о которой премьер Эрдоган - фактический руководитель операции - говорит на митингах как о “фантомной” организации, давно и железнобетонно известна в Турции еще с 80-х годов. И не просто известна, а по этому делу проходили десятки людей, многие сидят в тюрьме за убийства, предотвращено множество терактов. Она до последнего времени входила под номером одиннадцать в государственный список терроистических организаций. С ней связаны шпионаж в пользу Ирана, взрывы, резонансные убийства, такие, как дело Угура Мумджу, журналиста газеты “Джумхуриет”.

Другой момент, от которого отдает душком трагикомедии - судья, который подписал постановление о задержании полицейских, сам же и подписывал ранее документы о прослушке подозреваемых по делу “Селям-Тевхит”. Вообще с судьями - отдельная песня. Они занимают недавно изобретенные позиции с непереводимым названием “судьи мира и наказания”, и обладают особыми полномочиями. Трое из этих судей - те самые, которые освобождали из-под стражи подозреваемых по громкому делу о коррупции 17 декабря 2013 года. А полицейские, которых они сейчас задержали, как бы по случайному совпадению, участвовали в ведении тех коррупционных дел. “Воры на свободе, полицейские - в тюрьме”, в сердцах восклицают родственники задержанных. Мать одного из них, 80-летняя Айсель Атайюн, говорит: «Мой сын – не шпион, а охотник на шпионов.» Многие из родственников - женщины в платках, они не покидают площадь перед Дворцом правосудия, и читают молитвы в последние дни священного месяца Рамадан.

Однако у общественного мнения вызвало особое возмущение даже не ангажированные судьи, и не пустые досье на подозреваемых без каких-либо оснований для допроса, которые оказались в дворце правосудия. Больше всего всех шокировало то, что полицейским одели наручники, специально для телеканалов. Многие из этих полицейских имеют десятки и даже сотни именных правительственных наград, подписанных самим Эрдоганом, и сам он буквально недавно говорил о них как о “совести нации”. Не говоря уже о том, что это противоречит закону. Зато, как говорят, “шеф был доволен, смотря телевизор”. Наручники моментально стали символом - задерживамые не прятали лица, а некоторые даже высоко поднимали руки, говоря: “Я в жизни не съел ни крошки запретного!”. Фото, а затем отрисованный силуэт Хаяти Башдага моментально распространился и по сети, и по пикетам, буквально в течение дня появились люди в футболках с этим фактически логотипом несправедливости операции.

На четвертые сутки тех, кто не был задержан (таковых к этому времени набралось 11 человек), не отпустили, что нарушает турецкие процессуальные нормы. Адвокаты не могли найти ни одного судью или прокурора в “самом большом Дворце правосудия в Европе”, как хвалятся новым зданием в Стамбуле на Чаглаяне турки. В итоге отпущенные устроили сидячую акцию протеста в здании, и полицейских окружили кольцом полицейские.

Когда все же некоторые сотрудники Дворца занялись своей работой, депутат парламента Махмут Танал и адвокаты стали свидетелем другой, поистине кафкианской картине. Когда один из прокуроров ушел и долго не возвращался, они пошли к нему в кабинет. Оказалось, он там совещается - что по закону не положено - с одним из полицейских начальников и неустановленных лицом в футболке. Когда его начали спрашивать, почему он разговаривает с этими людьми, прокурор внезапно сказал тому, кто в футболке: “Исмаил, беги!”. Адвокаты успели заснять улепетывающего мужика в синем, правда, пока никто не опознал - видимо, из спецслужб. Это стало просто бомбой в интернете.

Эксперты в один голос утверждают - это месть Эрдогана за коррупционный скандал, не было бы “операции 17 декабря”, не было бы и “операции 22 июля”. Его заместитель Бюлент Арынч открыто сказал: “Пускай попросят прощения”, а другой - Бешир Аталай признал, что это “только начала, должны быть еще аресты”. В проправительственных медиа задержанных полицейских объявили “параллельной структурой”, имея в виду сторонников влиятельного имама Фетхуллаха Гюлена. Медиа, близкие к Гюлену, также не встали на сторону защиты правительства во время коррупционного скандала. Однако в обвинении прокуратуры ни слова об этом нет. Хотел было написать “как это ни странно”, однако в Турции четырнадцатого года это уже “нормально”.

Турция, как и следовало ожидать после расцвета культа личности Эрдогана и укрепления партийного контроля над исполнительной и законодательной властью, на глазах теряет независимый суд. А с ним - и возможность восстанавливать справедливость законным путем. 10 августа в стране состоятся президентские выборы, на которых Эрдоган имеет много шансов победить. Затем он планирует из парламентской республики сделать суперпрезидентскую и тем самым обезопасить себя и близких от какого бы то ни было судебного преследования. С “новой” судебной системой, которая себя ярко проявила в эти дни, ему это явно удастся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру