Африка между Китаем и Америкой – Россия где-то сбоку

В США начинается саммит африканских лидеров

Несколько лет назад я вел группу докторантов Института общественных наук имени Хэмфри Миннесотского университета. Это был миниатюрный интернационал, большинство которого составляли китайцы и американцы. Были у меня и несколько представителей Африки. После распада Советского Союза, когда Россия сосредоточилась на самой себе, мои африканские докторанты чуть ли не со слезами на глазах жаловались мне: «Как же это так? Вы забросили нас и оставили один на один с Америкой?»

В США начинается саммит африканских лидеров

Конечно, я мог им возразить, что Африка не осталась один на один с дядюшкой Сэмом, что последнего быстро обходит Китай. Но в мои намерения совсем не входило ссорить между собой моих китайских и африканских учеников. А вот в отношении России последние были, конечно, правы. У новой России не было силёнок проводить такие геополитические проекты, как Движение Неприсоединения, во главе которого стояли гигантские фигуры – как индиец Неру, индонезиец Сукарно, египтянин Насер, ганец Кваме Нкрума. Москва была мотором «разбуженного Востока» и, рвущей цепи рабства Африки…

Я вспомнил об этом в связи с начинающимся саммитом в Вашингтоне, в котором принимают участие лидеры 50 африканских государств. Такого сборища вне рамок африканского континента еще никогда и нигде не было.

Во время своего первого визита в Африку (июль 2009 года) президент Барак Обама в ходе посещения Ганы сказал ее парламентариям: «Африка нуждается не в диктаторах (он употребил слово «strongman» — в прямом переводе «сильные люди»), а в сильных институциях». Но вот в Вашингтон в большинстве своем съехались именно «сильные люди» из стран со слабыми институциями. Как тут быть пригласившему их Обаме? «Есть ли у нас сильный мессидж для этих «сильных людей»? — спрашивает Вера Сонгви, директор Мирового банка по африканским странам.

Белый дом отвечает утвердительно: «Да, есть». Но ответ весьма расплывчат. Помощник президента по нацбезопасности Сюзан Райс говорит: «Африканский саммит созван для того, чтобы создать более глубокие отношения, основанные на взаимном интересе и взаимном уважении. На каждом заседании будут иметь место весьма откровенные беседы». Любопытно, во что выльются «откровенные беседы» с такими «силачами», как лидеры Анголы, Экваториальной Гвинеи, Руанды и Уганды, «сильными людьми», но одновременно дружками Вашингтона?

Главной темой 4-дневного саммита будут торговля и инвестиции, и как их стимулировать. Недаром Белый дом намерен спарить «сильных людей» с капитанами американской индустрии. Перед диктаторами выступят экс-президент Клинтон и экс-мэр Нью-Йорка Блумберг. Их фонды наряду с министерством торговли США являются спонсорами саммита. Белый дом будет толкать в широкие африканские массы план «Энергия Африке». Согласно этому плану, электричество получат 20 млн. африканских семей. Сам Белый дом на этот план раскошеливаться не собирается. 9 млрд. долларов на его осуществление выложат американские компании. В повестке дня саммита пункт о правах человека я не обнаружил.

В Африке Америка «задрав штаны, бежит за комсомолом» — Китаем, который вкладывает астрономические суммы в закупку минеральных ресурсов африканского континента, позарез необходимых для прожорливой китайской экономики. К тому же у Пекина есть одно огромное преимущество — он не надоедает Африке по поводу прав человека, поскольку в нем самом музыку заказывают тоже «сильные люди».

Американские либералы волнуются. Торговля, инвестиции, конкуренция с Китаем. А как же гражданские свободы и нарушения прав человека? Преследования журналистов в Руанде? Антигейское законодательство в Уганде? Аннеке Ван Воуденберг, главный исследователь организации «На страже прав человека», говорит, что в этом смысле африканский саммит в Вашингтоне это «Саммит упущенных возможностей».

Белый дом отбрехивается как может. Он «объясняет», да, в официальной повестке дня саммита вопроса о нарушении прав человека нет, но он будет присутствовать «как подтекст», к тому же «неизбежный». Чего вам еще надобно? Та же госпожа Райс говорит: «Вы можете говорить весьма просто и в то же время весьма захватывающе о таких вещах, как коррупция, как изувечивание женских половых органов, и при этом не грозить пальцем, не вести себя вызывающе или снисходительно». Тема увечий, наверное, будет освещена на женском семинаре, который проведут Мишель Обама и Лаура Буш с женами «сильных людей».

Эксперты Вашингтона по общению с диктаторами считают правильной стратегию Белого дома не «наседать на африканских лидеров, а лишь «намекать», что американский бизнес любит работать в условиях порядка и закона». Дженнифер Кук, директор Африканских программ Центра международных и стратегических исследований, говорит: «Было бы огромной ошибкой читать лекции о демократии и правах человека. Это может нам дорого обойтись». Но своеобразным прочтением подобных лекций здесь считают тот факт, что слишком уж «сильные люди» как лидеры Судана, Эритреи, Центральноафриканской республики, Зимбабве и некоторых других стран, которые находятся в натянутых отношениях с Союзом африканских государств (САГ), вообще не были приглашены на берега Потомака. Египет пригласили, поскольку после прошедших там выборов САГ вычеркнул его из своего «черного списка». Тем не менее новый египетский президент Абдель Фаттах Эль-Сиси на саммит не полетел, а послал вместо себя своего премьера. Это решение он принял потому, что Обама не будет встречаться один на один ни с кем из африканских лидеров. Эль-Сиси считал, что для него как президента «главной африканской страны» должно было быть сделано исключение. Президенты Либерии и Сьерра-Леоне решили не ехать в Вашингтон потому, что в их странах вспыхнула эпидемия смертельной и неизлечимой болезни Эбола. Из-за этого в саммите не примет участие президент Либерии женщина Эллен Джонсон Сирлиф — харизматическая «сильная женщина» Африки.

Африканских лидеров волновал вопрос: насколько активно примет участие в саммите президент Обама? Не отвлекут ли его внимание кризисные события в Украине и Газе? Помощники президента США утверждают, что с его стороны никакой отключки не будет. он выступит на открытии саммита, примет участие в бизнес-сессии, будет хозяином на ужине в Белом доме.

Всё познается в сравнении. Африкано-американские отношения переживают далеко не лучшие дни. Но в сравнении с другими проблемами их называют «светлой точкой». Впрочем, большую тень на эту «светлую точку» бросает Поднебесная. «Мы никогда не сможем тратить в Африке такое количество долларов, как Китай», — говорит Бенджамин Родс, заместитель помощника президента по нацбезопасности.

Когда Америку бьют ее собственным долларом в Африке, ей не позавидуешь. Это как неизлечимая Эбола.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру