Обама дал «добро» на авиаудары: «гуманитарная» миссия или новый виток войны в Ираке?

США готовы ударить по боевикам ИГИЛ с воздуха

В четверг, 7 августа, президент Обама объявил о том, что он дал добро на ограниченные воздушные удары по исламистским повстанцам в Ираке. Это было предпринято в связи с тем, что над столицей иракских курдов Эрбилем нависла опасность ее захвата боевиками.

США готовы ударить по боевикам ИГИЛ с воздуха

Выступая вечером из Белого дома президент Обама заявил, что американские военные самолеты сбросили над Ираком продовольствие и воду для тысяч иракцев, представителей общины йезидов, которые оказались в западне в горных районах, бежав туда от боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта». Беженцам, как заявил Обама, угрожает геноцид. «В начале этой недели один житель Ирака плакал и говорил, что никто не приходит к ним на помощь. Но теперь Америка приходит на помощь», — суровым голосом объявил Обама, выступая в зале Белого дома для государственных обедов.

Президент настаивал на том, что эти военные операции, которые сейчас предпринимает американская авиация, не являются полнокровным военным вмешательством в дела Ирака. Однако беспрерывное наступление исламистов, которых Обама охарактеризовал как «варваров», привело их почти к стенам Эрбиля. Они в 30 минутах езды от этого города. Это создало немедленную угрозу американским дипломатам, военным советникам и другим гражданам США, которые находятся в этом городе.

Как сообщают из Вашингтона, в операции по снабжению иракских беженцев водой и продовольствием приняли участие один самолет C-17 и два С-130. Их эскортировали два истребителя F-18. Самолеты находились над зоной сбрасывания в течении 15 минут и летели на достаточной низкой высоте. Из Пентагона сообщают, что в общей сложности были 5300 галлонов питьевой воды и 8 тысяч комплектов еды. Сообщение об этой операции было задержано до того, пока все самолеты не вернулись обратно на свои базы.

Что делать с Ираком? — этот вопрос дебатировался Белым домом почти весь четверг. Одни предлагали только гуманитарную помощь, другие — военный удар, третьи — и то, и другое.

Белый дом опубликовал фото Обамы, консультирующегося со своими советниками по национальной безопасности в Ситуационной комнате Белого дома. Справа от него находился председатель Объединенной группы начальников штабов генерал Демпси. По ту сторону стола сидели Сьюзен Райс, помощник президента по нацбезопасности и ее главный заместитель Блинкен.

Что касается телевидения, то президент Обама появился на нем вместе со своим начальником штата Денисом Макдонух. Президент тыкал пальцем в грудь своего подчиненного. Позже Макдонух позвонил по телефону спикеру палаты представителей Бенеру и сообщил ему о принятом президентом решении вмешаться в иракскую ситуацию. Были оповещены и другие члены Конгресса.

Официальные лица заявляют, что решения, принятые в четверг президентом Обамой, были вызваны кризисом на горе Синджар, где от исламистов скрываются йезиды,не имея ни продовольствия, ни воды. . Там от жары и жажды уже погибли 40 детей. Как сообщают, именно эта ситуация заставила президента Обаму принять решение вмешаться. Выступая из Белого дома он в волнующих чертах описывал положение, в котором оказались тысячи беженцев. «Они не имеют продовольствия. Они не имеют воды, — говорил Обама. — Люди голодают, дети умирают от жажды. Эти ни в чем неповинные люди оказались перед выбором: или спуститься с гор и быть убитыми, или же остаться в горах и длительно умирать от жажды и голода».

Посылая военные самолеты в Ирак, президент Обама оказался в том самом положении, которое пытался во что бы то ни стало избежать. Надеясь на прекращение войны в Ираке, Обама стал 4-м президентом подряд, который дал приказ начать военные действия в той самой стране, которую называют «кладбищем американских амбиций».

В своем выступлении из Белого дома Обама попытался успокоить своих сограждан, которые уже устали от бесконечных войн в Ираке и Афганистане. Он сказал, что выведя американские войска в конце 2011 года из Ирака, он не имеет никаких намерений снова начать полномасштабную войну в этой стране. Обама сказал: «Я знаю, что многие из вас вполне справедливо обеспокоены тем, что американцы снова начинают военные акции в Ираке, даже если это только ограниченные воздушные удары. Я вполне понимаю это. Я сам боролся за место президента в значительной части для того, чтобы покончить с войной в Ираке и приветствовать возвращение наших солдат домой. Мы это сделали. Как верховный главнокомандующий я не позволю США быть втянутыми в новую войну в Ираке».

В июне Обама послал в Ирак 300 бойцов спецназа, но не для военных действий, а для оценки сложившейся ситуации в связи с успехами ИГИЛ. Пока что результаты этой миссии неизвестны. Одновременно увеличились разведывательные полеты над Ираком. Но президент Обама постоянно отвергал призывы, включая из среды его администрации, послать ВВС, чтобы разгромить суннитских боевиков.

Однако сложилась весьма сложная ситуация: “Исламское государство» выиграло целый ряд битв против курдов на севере, которые всегда были лояльны в отношении США. ИГИЛ грозит полностью вырезать йезидов и другие религиозные меньшинства, которые оказались как в ловушке в горах Синджар.

Бывший советник Белого дома по Ираку Дуглас Олливант говорит, что «не надо иметь тонны информации, чтобы видеть насколько сдержан был Обама. Он хотел бы, чтобы проблема Ирака не существовала, ибо именно поэтому американский народ послал его в Белый дом. Но существуют факторы, которые тянут его обратно в Ирак, хотя он от этого отбрыкивается и кричит».

Газеты «Нью-Йорк таймс» пишет, что «решение президента ставит его на очень опасный путь, который может втянуть США в новую кровавую и разрушительную войну». Политолог Беннис замечает, что «Обама стал на очень скользкую дорогу. Мы не можем разбомбить исламских экстремистов до их полного исчезновения. Каждая сброшенная нами бомба рекрутирует новых сторонников исламистов».

Правда не все согласны с такой точкой зрения. «Я не думаю, что это скользкий путь. Мы имеем дело с изолированным инцидентом», — говорит конгрессмен Адам Смит. Смит считает, что, поскольку курды в отличие от иракского правительства в Багдаде верны Вашингтону, они заслуживают помощи и защиты.

Многие критикуют Обаму, что он сам виновен в этом кризисе. Почему? А потому, отвечают они, покидая Ирак он должен был оставить в этой стране достаточно мощные вооруженные силы. Он же недооценил растущую угрозу гражданской войны, которая разразилась по соседству с Ираком в Сирии. Так называемое «виртуальное государство» ИГИЛ несет в себе угрозу не только гуманитарного, но и военного плана.

Здесь всех волнует вопрос о том, как далеко может зайти президент Обама. Сам он в своем выступлении сказал, что в Ираке не может быть «американского военного решения». Но, что произойдет, если багдадское правительство падет? На это президент никакого ответа не дал, ограничившись опять-таки подчеркиванием конкретной миссии, конкретного сценария.

Президент Обама произнес и такое: «США не могут и не должны вмешиваться каждый раз, когда возникает кризис где-нибудь в мире. Но в этом случае я верю, что США не могли закрыть глаза».

История с «гуманитарной помощью», которую начал оказывать Обама Ираку и курдам, весьма показательна. В последние дни американские официальные круги и СМИ обвиняют президента России Путина в том, что он, дескать, под видом гуманитарной помощи готовит вторжение в восточную Украину, если Донецкая и Луганская республики окажутся в безысходном положении. Американская печать даже сообщает, что якобы, на российской территории российско-украинской границы видели бронетранспортеры и другую технику на борту которых красовались слова: «Гуманитарная помощь». Итак, то, в чем априори обвиняется президент Путин, уже совершил президент Обама.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26594 от 9 августа 2014

Заголовок в газете: Обама дал «добро» на авиаудары

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру