О танковом биатлоне сложат гимн

«МК» представляет российских танкистов — победителей чемпионата мира

Российские танкисты заняли первое место в чемпионате мира по танковому биатлону, который проходил в подмосковном Алабине с 4 по 16 августа. Многие эксперты загодя отдавали нашим экипажам первое место, не считая, что прибывшие на соревнования представители Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии и Сербии смогут навязать россиянам серьезную борьбу. Однако судьба первого места определилась только в последний день соревнований. В финальной эстафетной гонке, которая решала, какой экипаж поднимется на высшую ступень пьедестала, участвовали четыре команды: России, Армении, Китая и Казахстана. «Битву скоростей, точности и нервов» в итоге выиграли наши, хотя почти до конца гонки лидировали представители Казахстана. «МК» первым поздравил победителей — еще до финала.

«МК» представляет российских танкистов — победителей чемпионата мира

Международный танковый биатлон проводится впервые в истории. В течение 13 дней лучшие экипажи из 12 стран определяли, кто достоин поднять над головой специально изготовленный для этих соревнований кубок. Соревнования были разбиты на несколько этапов: индивидуальную гонку, спринт, гонку преследования и спортивный этап. Завершился биатлон самым зрелищным этапом — эстафетной гонкой. Велись соревнования на российских танках Т-72Б3, только китайский экипаж привез с собой несколько своих боевых машин Туре 96А.

Правила танковой эстафеты напоминают правила классического биатлона, где важна скорость и точность, а в случае промаха машина отправляется на штрафной круг 500 метров. По условиям гонки три экипажа от каждой сборной, используя один танк, должны пройти три круга по 4 километра. В первом круге, который идет без стрельбы, важно умение экипажа выжать из своих машин максимальную скорость. Второй выявляет лучших стрелков из 7,62-миллиметрового пулемета, которые должны поразить мишень «ручной противотанковый гранатомет», находящуюся на дистанции 800 метров. Третий — стрельба из пушки с ходу тремя выстрелами по трем мишеням, имитирующим танки. Россияне, допустив несколько промахов, практически до последнего этапа шли третьими, но затем, сумев обуздать эмоции, вырвали победу. Вторыми пришли танкисты из Армении, третьими — после того как судьи посчитали все штрафные баллы, стали танкисты Китайской народно-освободительной армии. Казахи, резво начавшие гонку, в итоге замкнули четверку сильнейших.

Российские экипажи помимо кубка, медалей и грамот получили ключи от новеньких отечественных внедорожников «УАЗ-Патриот» и «УАЗ-Хантер». Армянский экипаж порадовал свое военное ведомство тем, что за второе место получил в качестве «утешительного» приза новый танк Т-90.

Вдохновившись итогами соревнований, российское военное ведомство намерено проводить всеармейскую олимпиаду, где объединят авиадартс, танковый биатлон, военно-морское дерби и другие военно-спортивные дисциплины. Также в ближайшее время будет написан гимн танкового биатлона по примеру других спортивных гимнов.

Накануне финальной гонки корреспондент «МК» побеседовал с членами одного из российских экипажей, который внес весомый вклад в общую победу.

— Все мы родом из небольших сел. Я из Цугола Забайкальского края, — говорит командир танка, сержант Булат Цыренов. — Наводчик-оператор Сандан Дашиев из Алханая, где рядом стоит священная гора, механик-водитель Александр Рыбаков из Банщикова Иркутской области.

Булат и Сандан выросли в крае, где мужчина должен уметь бороться, плести треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть наездником, охотиться, знать кузнечное дело и одним ударом руки ломать позвоночную кость скотины. Саша — из района, который приравнен к Крайнему Северу. Все трое в отдельной мотострелковой бригаде, которая дислоцируется в Борзе, считаются лучшими.

— Пришли в армию по призыву, подписали контракт, с марта в Хабаровске начали готовиться к танковому биатлону, — говорит Булат Цыренов.

Сандан Дашиев по специальности — командир танка. Но из-за отличных показателей в стрельбе занял в башне на время соревнований левое кресло, предназначенное для оператора-наводчика. На вопрос, бывают ли промахи, Сандан говорит: «Если только сбивается прицел или происходит износ канала ствола».

Болельщики из Венесуэлы переживают за своих. Фото: Ксения Сидорова.

Интересуюсь у экипажа, кто за что отвечает в танке.

— Я отвечаю за связь, загрузку боеприпасов, координирую работу экипажа, — говорит Булат. — Сандан — наши «глаза», он поражает мишени. От Саши зависит скоростной режим, насколько быстро и маневренно мы будем передвигаться по трассе.

— Мы эту трассу уже проходили на всеармейских соревнованиях по танковому биатлону. Самое сложное из препятствий — это «колейный мост», — говорит механик-водитель Александр Рыбаков. — Это своеобразная эстакада, где проложены две колеи, по ней надо проехать, не свалившись ни влево, ни вправо. Также надо следить, чтобы танк не стукнуть носом.

— В яме с водой танк не может увязнуть?

— Это препятствие именуется «брод». Яма с водой глубиной полтора метра сделана на бетонной подложке. Вязкой глины, где мог бы застрять танк, там нет.

— Расскажите о модернизированном танке Т-72Б3, на котором выступаете. Чем он отличается от серийного варианта?

— Это самая последняя версия легендарной «семьдесятдвойки». На этом танке цифровая электроника, мощный движок, машина быстро набирает скорость и буквально летит по полигону. Также установлен автомат переключения передач, танк уверенно держит радиус поворота, — говорит Александр.

— Отметьте новый автоматизированный многоканальный прицел «Сосна-У», — добавляет Сандан. — Там есть автомат сопровождения цели, то есть если мишень «схвачена» прицелом, то он ее не отпустит, как бы танк ни поворачивался и ни наклонялся на местности. А у командира в новом танке появились новые панорамные стабилизированные прицелы, что помогает самостоятельно обнаруживать хорошо замаскированные цели.

Танкисты надеялись, что кувейтцы привезут свои «Абрамсы», но М1А2 до России так и не доехали. По одной из версий, этому воспрепятствовала американская сторона.

— А вот у китайцев хватило смелости привезти свои танки Type 96А.

— Отчаянные ребята! Китайская боевая машина тяжелее нашей на 5,5 тонны. Заявленная максимальная скорость — 65 против наших машин с 60 км/ч по грунтовке. Скорострельность та же — 8 выстрелов в минуту. Но мы заметили, что у них танки постоянно ломаются, часто они просто «не вывозят» экипаж, у них перегревается двигатель. И подвеска не подходит к нашим условиям.

— В состязаниях принимали участие команды из 12 стран, в том числе из Анголы, Венесуэлы, Индии, Киргизии… Довелось ли уже пообщаться с кем-то из соперников?

— Тренировки у всех были в разное время. К тому же мешал языковой барьер. Но при встрече мы обязательно здоровались. Даже если видели друг друга издалека, махали в приветствие руками. Китайцы все одного роста, на одно лицо. Бывает, что здоровались по нескольку раз на дню.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру