Войска ПВО сбили под Астраханью крылатые и баллистические ракеты

На маневрах аномальную жару выдерживали люди, а техника иногда отказывала

Учения войск Противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО ПРО) прикрывающих небо Москвы прошли в Астраханской области. Не смотря на аномальную жару - около +40 в тени, и около 50 градусов на солнце, ракетчики справились с поставленными задачами, уничтожив комплексами С-300 и С-400 мишени, имитирующие крылатые и баллистические ракеты. Примечательно, что 20 августа отмечалось 60-летие ПВО Московского округа и подразделения этого легендарного соединения встретили праздник на боевом посту.

На маневрах аномальную жару выдерживали люди, а техника иногда отказывала

Сами учения стартовали 15 августа, когда из подмосковных гарнизонов на полигон Ашулук была переброшена техника и личный состав подразделений. В течении нескольких дней ракетчики проводили тренировки, боевое слаживание, отрабатывали различные тактические задачи. Журналисты попали на активную фазу тренировок - смену дислокации дивизионов, отражение атаки условного противника на марше, ликвидацию последствий химической атаки и апофеоз учений - пуски комплексов С-300 и С-400.

Ашулукский "Ташкент"

На бумаге, конечно все звучит красиво, однако, когда попадаешь на Ашулук в конце августа, такое ощущение, что ты попал прямиком в пекло. На солнце около +50, песок раскален так, что прожигает подошвы обуви, на редких камнях, при желании, можно что-нибудь поджарить. Очень не просто дышать раскаленным воздухом, пропитанным мелким песком, который норовит забиться в глаза, нос, под одежду. Укрыться от раскаленного солнца можно только в тени боевой техники, так как в степи деревья не растут. "Ташкент" - самое распространенное определение, которым офицеры окрестили эти атмосферные перегибы, происходящие на полигоне.

Однако ракетчики, во время учений, на такие "тёплые" нюансы внимания стараются не обращать. Личный состав ракетного дивизиона комплексов С-300, прибывший из подмосковного Дмитрова, выстроился в две шеренги, чтобы получить очередную "вводную". По легенде учений, их точку обнаружила авиация противника и им необходимо срочно сменить место дислокации. Звучит команда "по местам" и бойцы и офицеры бросаются к своим комплексам, развернутым прямо в степи, чтобы привести их в походное положение. Норматив на сворачивание С-300 и машины РПН (радиолокатор подсвета наведения), которая является "глазами и ушами" комплекса - 20 минут. Солдаты, обливаясь потом, шустро снуют вокруг ракет, стальные махины пусковых установок послушно ложатся в горизонтальное положение, и все, дивизион готов к маршу.

...если завтра в поход

Заурчав мощными двигателями, две "трехсотки" и колонна сопровождения, состоящая из машины РПН и нескольких "Уралов", запылила по степи. На пути следования колонне приготовили несколько "сюрпризов". Буквально через километр раздаются отрывистые автоматные очереди. Машины атакованы подразделениями условного противника. Бойцы с автоматами АКСУ лихо выпрыгивают из кабин и бухнувшись прямо в горячий песок, занимают оборону. Короткий "бой" и "противник" бежит, освобождая дорогу. Условная атака отражена.

Следующий "сюрприз" менее динамичен, но более чувствителен для людей, находящихся под палящим солнцем. Машины попали в зону условного заражения, а это значит, что бойцам и офицерам необходимо быстро натянуть на себя костюм ОЗК (общевойсковой защитный комплект) который спасает от химического поражения, однако сделан из прорезиненной ткани, абсолютно не пропускающей воздух. Быстро натянув комплекты, экипажи достают из недр машин специальные шланги и прикрепляют их к емкостям с обеззараживающей жидкостью. Сначала струей поливают технику, а затем обрабатывают себя. Когда бойцы стягивают наконец с себя ОЗК, их форму буквально можно выжимать.

- Дело привычки, - обливаясь потом говорит один из командиров машин. - Наверное больше следишь за тем, чтобы в норматив уложиться, а на погоду обращаешь внимание уже во вторую очередь.

Ночные стрельбы

Наконец колонна добирается до конечной точки. Пусковые установки С-300 снова грозно смотрят в тёмное уже небо. Ашулук накрыла ночь, чуть ослабив тиски жары. Локаторы, деловито урча, ищут в небе, усыпаном мириадами ярких звёзд, очень малозаметные, но очень смертоносные цели, чтобы обнаружив их, дать ракетам команду на пуск. Дивизион к стрельбе готов.

Один из наводчиков локатора РПН, младший сержант Тихон Фатко, признался, что к таким погодным условиям привыкал долго.

- Сначала было сложно привыкнуть к такой жаре, ведь я родом из Сибири, рассказал «МК» Тихон. - Я раньше никогда не видел пустыни, наверное именно пустыня меня больше всего поразила. Смотришь, а вокруг до горизонта пески да кустарники. Но ничего, привык. Даже нравится.

Он рассказал, что его задача - захватить цель на индикаторах и вести её до момента пуска ракеты.

Сам пуск ракеты происходит внезапно. Никогда точно не знаешь, из какой установки и в какое время вылетит ракета. Автоматика сама обнаруживает цель, сама сигнализирует человеку, когда мишень заходит в зону поражения и сама определяет из какой пусковой установки её лучше поразить. Наблюдателям остаётся только гадать откуда и когда полетит. И вот пуск!

Ночные стрельбы выглядят очень впечатляюще, и напоминают фантастические фильмы. Огненная стрела с оглушительным грохотом, от которого невольно приседаешь, вылетает из пусковой установки и сходу набрав огромную скорость летит куда-то в направлении млечного пути, оставляя позади себя яркий, слепящий след. На время снаряд пропадает из видимости, превратившись в одну из многочисленных звездочек, затем подрыв, в небе образуется небольшое красно-розовое облачко из раскаленных осколков и слышен громкий хлопок. Расчет задание выполнил. Цель, имитирующая баллистическую ракету, поражена. Причём одним выстрелом, хотя расчёты для "верности" запускают по два снаряда по цели.

"Гвозди бы делать из этих людей..."

На следующий день пуски на полигоне продолжились. К "работе" подключились "четырехсотки". В течении дня Ашулук разрывал грохот ракет. Небо было исчерчено белыми полосами, остающимися за ракетами. Хлопки в небе доказывали, что ракеты выпущены не в молоко, а уничтожили заданные цели.

Командующий войсками командования ПВО и ПРО войск воздушно-космической обороны генерал майор Андрей Демин не скрывал удовлетворения.

- Юбилей ракетчики отметили точными пусками из ЗРС С-300 и ЗРС С-400, считаю, что нам повезло, что в именно в этот день удалось выполнить пуски ракет по воздушным мишеням, - сказал Демин.

Он рассказал, что боевые расчёты на протяжении двух недель готовили технику, выполняли тактические действия и боевые стрельбы в условиях аномальной жары.

- В тени было около 40 градусов, на солнце более 50 градусов, - констатировал командующий. - Это условия выше тех, которые заданы техническими условиями на вооружение и военную технику. Люди выдерживают, техника иногда выходит из строя, но восстанавливается и задачи выполняются.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26604 от 22 августа 2014

Заголовок в газете: Под Астраханью сбили крылатые ракеты

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру