Филиал «Аль-Каиды» в Сирии освободил американского писателя-заложника

Питер Тео Кэртис получил свободу при посредничестве Катара

В воскресенье, 24 августа, благодаря посредничеству Катара был освобожден заложник Питер Тео Кэртис, 45-летний американский писатель и журналист, который в течение двух лет был пленником «Фронта ан-Нусра» — сирийского филиала «Аль-Каиды». Как сообщают, никакого выкупа за Кэртиса заплачено не было.

Питер Тео Кэртис получил свободу при посредничестве Катара

Фантастическое счастье Кэртиса тем более удивительно, что несколькими днями назад был казнен американский журналист Джеймс Фоули. По мнению некоторых наблюдателей, эта казнь всполошила катарских правителей и они стали более интенсивно добиваться освобождения Кэртиса.

Родственники Кэртиса в интервью «Нью-Йорк таймс» сообщили, что предпринимавшиеся ими в прошлом попытки освободить Кэртиса ни к чему не приводили. Захватчики писателя требовали за него сначала 3 млн долларов, а потом довели эту сумму до 25 млн. Членов семьи представили Саманте Пауэр, послу США при ООН, затем они же были представлены катарскому послу при ООН. Это произошло после того, как Катар успешно вызволил из заключения европейцев, захваченных филиалом «Аль-Каиды в Йемене». По словам родственников Кэртиса, после того, как Катар вмешался в судьбу писателя, они почувствовали, что открылся канал для коммуникаций с ним.

Для того чтобы проверить, жив Кэртис или нет, его родственники послали проверочный вопрос, ответ на который мог знать только сам Кэртис. Вопрос заключался в следующем: какой была тема докторской диссертации Кэртиса? Ответ на этот вопрос гласил: музей, который был основан матерью знаменитого писателя Энтони Троллопа. Получив точный ответ, семья возликовала. Это означало, что Кэртис действительно все еще жив.

Семейство Кэртиса признает, что оно не знает всех подробностей, приведших к его освобождению. Но оно уверено в том, что американское правительство никакого денежного вознаграждения за освобождение Кэртиса его тюремщикам не давало.

По данным, исходящим из ООН, Кэртиса передали миротворческой делегации ООН в деревне Аль-Рафид, которая находится на Голанских высотах, где-то между Сирией и Израилем. В 6 часов 40 минут по местному времени произошла передача Кэртиса представителям ООН. Кэртиса встретил американский врач и после осмотра резюмировал, что он здоров.

Мать Кэртиса Нэнси, проживающая в Кэмбридже, штат Массачусетс, вместо того чтобы праздновать, послала эсэмэску родителям Фоули, недавно обезглавленного джихадистами. Она в своей СМС писала, что несмотря на огромное облегчение в связи с освобождением ее сына, она не может радоваться, потому что она горюет вместе с родителями Фоули. Об этом было сообщено во время мемориальной панихиды, которая состоялась в родном городе Фоули Рочестере, штат Нью-Гемпшир.

Кэртис - автор двух книг. Он получил докторскую степень по литературе в Массачусетском университете в Амхерсте. После этого он переехал в штат Вермонт, где обучал поэзии… молодых заключенных местной тюрьмы. Свой опыт в этой области он изложил в книге, которая называется «Моя жизнь находилась под заряженным пистолетом». После этого Кэртис поехал в Йемен, откуда он стал писать под псевдонимом Тео Пэднос.

Журналистские пути привели его осенью 2012 года в Антакью, турецкий город недалеко от сирийской границы. Именно оттуда его мать получила последнюю электронную почту от него, датированную 18 октября 2012 года.

Как показывает расследование его дела, он с коллегами пересек турецко-сирийскую границу. Однако проводник предал его и передал в руки одной из экстремистских групп, которая впоследствии передала его в руки «Фронту ан-Нусра».

В течение 9 месяцев семья Кэртиса не имела от него никаких известий. Только 29 июля 2013 года она узнала о судьбе Кэртиса из уст фотожурналиста Мэттью Шраера. Шраеру удалось бежать из застенков джихадистов, где он находился вместе с Кэртисом. Побег был удачным для Шраера и неудачным для Кэртиса. Беглецы сначала разбили окно в тюрьме, первым попытался вылезли Шраер. Он застрял в оконном проеме и вылез только после того, как разделся. Последовавшему за ним Кэртису не повезло. Он застрял в окне и никак не могу вылезти из него. Попытки Шраера вытащить Кэртиса успехом не увенчались. Поэтому ему пришлось бежать одному. Шраер рассказывал, как его пытали. После битья по пяткам он не мог ходить и его буквально носили на руках.

За этим последовали другие весточки о Кэртисе. Но в какой-то момент они оборвались и в течение 5 месяцев наступило полное молчание. Наконец в январе этого года кувейтский шейх Ханим аль-Мтеири связался с одним из сотрудников газеты «Нью-Йорк таймс». Он передал ему фотографию Кэртиса в заключении. Это фото было передано семейству Кэртиса. Шейх был известен тем, что он собирал деньги для джихадистских группировок. Однако он согласился поспособствовать освобождению Кэртиса. После этого мать заключенного вылетела в Стамбул, где два раза встречалась с неизвестными подозрительными лицами, которые почему-то хотели видеть ее только в ночное время.

Упомянутый шейх предложил довольно сложный обмен, согласно которому за освобождение Кэртиса Ирак должен был освободить двух жен известных джихадистов. Однако это предложение продолжения не имело.

К тому времени семейство Кэртиса стало получать по электронной почте и по телефону различные предложения о выкупе Кэртиса. Цена, как я уже упоминал, выросла с 3 млн долларов до 20 млн. Как известно, США - одно из немногих государств, которое принципиально не платит выкупа джихадистам. И на этот раз оно отказалось выкупать Кэртиса.

Такая политика Вашингтона с одной стороны защищает американских граждан, поскольку за них не дают выкупа и они теряют интерес для джихадистов как источники дохода. Однако, с другой стороны, судьба американских пленников намного более жестока, чем пленников из европейских стран. Это было наглядно продемонстрировано казнью Фоули, за которого требовали выкуп в 100 млн евро.

Спрашивается, почему это вдруг Катар так заинтересовался в судьбе Кэртиса? По мнению экспертов, дело в следующем. Катар в свое время поддерживал некоторые бандформирования исламских экстремистских групп. Но Катар очень важный союзник США. После казни Фоули Катар, освобождая Кэртиса, послал Вашингтону мэссидж, согласно которому, он находится в оппозиции к джихадистским группировкам типа ИГИЛ.

Вот что говорит главный политический научный сотрудник корпорации РЭНД: «Я думаю, всё это является результатом сдвига, который произошел после казни Фоули. Катар заинтересован в том, чтобы его рассматривали как союзника Вашингтона в войне против террористов. Поэтому казни американцев или вообще западных граждан отнюдь не в интересах Катара». Еще в прошлом месяце семейство Кэртиса получило видео, на котором Кэртис с завязанными руками сидит на земле. Какой-то джихадист направил на него автомат и приставил его дуло к голове. «Моя жизнь в большой большой большой страшной опасности. У меня осталось три дня жизни», — говорит Кэртис на этом видео.

Судьба однако улыбнулась ему.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру