Переговоры Путина с Порошенко могут сделать ситуацию в Донбассе еще более опасной

Российские и украинские политологи комментируют итоги саммита в Минске

Переговоры между президентами Путиным и Порошенко премьер-министр Украины Яценюк уже назвал безрезультатными. Но этот политик знаменит невзвешенными высказываниями. Удалось ли странам хоть немного продвинуться к разрешению «Донбасского тупика»? Об этом «МК» спросил у ведущих российских и украинских политологов.

Российские и украинские политологи комментируют итоги саммита в Минске

Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий: «Президенты двух стран ставят перед собой разные главные задачи. Для Порошенко — это сохранение территориальной целостности и закрытие границ с Россией. С его точки зрения, если граница будет на замке — к ополченцам перестанет поступать подкрепление, и он сможет их быстро подавить.

А задача Путина — получить от Украины конституционные гарантии того, что Донецкая и Луганская республики становятся автономиями в составе этой страны, а во главе этих автономий встанут люди, связанные с Россией. Таким образом, Россия получит небольшой пакет акций Украины, который не позволит ей вступить в НАТО.

И вторая задача — добиться от Украины неформального согласия на то, чтобы Крым находился в составе России, а связанные с этим санкции были сняты.

Все остальные вопросы, в том числе и газовые, вторичны. Но именно с них и решили начать, потому что если у президентов два принципиально разных подхода, но начинать приходится с чего-то третьего, о чем теоретически можно договориться.

Украинский клубок нельзя разрубить одним ударом, его можно только начать по ниточке развязывать. Потянули за газовую ниточку, за гуманитарную... И встреча президентов дала возможность приступить к этому процессу. Самое сложное в том, что доверия между российской и украинской сторонами совершенно не существует. Возможно, в Минске оно начало хоть в минимальной степени восстанавливаться.

Но возможно и то, что переговорный процесс только сделает ситуацию еще более опасной. В ходе переговорного процесса каждая из сторон пытается поднять свои ставки за счет военных побед. Перед этой встречей произошла военная эскалация с той и другой стороны, если то же будет происходить и перед следующими — риск серьезной войны и окончательного разрыва отношений очень велик».

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ: «В плане взаимопонимания стороны были достойны друг друга. Одну и ту же встречу Путин назвал позитивной, а Порошенко — очень тяжелой. Самую главную на сегодня тему прекращения огня, судя по всему, даже не поднимали. Порошенко перед встречей усиленно пиарил свой мирный план, который озвучил еще на инаугурации. Но поскольку в его понимании мирный план — это военные действия нарастающих масштабов, то и обсуждать эту тему бесполезно. Разве что Порошенко традиционно поставил вопрос о тех мифических российских солдатах, которые воюют в Новороссии, а Путин это парировал: российских солдат на украинской территории он не заметил, зато заметил сотни украинских солдат, которые вынуждены спасаться на российской территории.

В Минске Владимир Путин встретился с Петром Порошенко

В Минске Владимир Путин встретился с Петром Порошенко

Смотрите фотогалерею по теме

А по всем вопросам, которые можно решать, не затрагивая болезненных тем, был найден полезный формат. До 12 сентября — обсудить последствия ассоциации Украины с ЕС. Договорились продолжить переговоры по газу, пропускать гуманитарные конвои, в том числе — и по железной дороге. Все это важно».

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий (Украина): «Информация о переговорах скупая, но тем не менее дает довольно объемную картину. Путин на данный момент готов обсуждать энергетику и торговлю. А Донбасс, не говоря уже о Крыме, — нет. Путину спешить некуда, он рассуждает так: на Украине пройдут парламентские выборы, а там посмотрим, каким будет баланс сил? Сможет ли Порошенко уверенно себя чувствовать в новом парламенте или даже возьмет его под контроль? Или же этот парламент станет досаждать президенту, ослабит его?

Сам Порошенко тоже спешить не может: он сейчас очень ограничен в маневре. Перед выборами любая дипломатически неуклюжая попытка компромисса чревата высокими электоральными рисками, учитывая то, что на голосовании будет задавать тон правая, милитаристская общественность, а вовсе не пацифистская.

Поэтому до октября-ноября больше будут говорить об экономике, о которой можно постепенно договариваться, и о гуманитарных аспектах. А к тому времени постепенно начнет становиться понятно, кто доминирует в военном противостоянии, а кто отбивается. А соответственно — кто должен отступать в переговорах на тему Донбасса, а кому по праву наступать».

Сюжет:

Новая Украина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру