Cистемная перенастройка

Почему прошедшие выборы надо признать успешными

Может быть, кому-то это покажется странным, но для того чтобы научиться считать по-честному, требуются немалые усилия. Российская политическая система проходит через период постепенной перенастройки: выборы понемногу становятся конкурентными, а чиновники, привыкшие рапортовать о достижении заранее согласованных результатов, подгоняя политическую реальность под составленный план, оказываются вынуждены разбираться с действительными проблемами. Процесс далеко не простой, учитывая укоренившиеся привычки и нравы бюрократии. Но облегчается он тем, что политический риск на самом деле не велик. Большая часть населения заинтересована в сохранении стабильности, а рейтинг центральной власти остается высоким. Даже там, где у граждан есть к местной власти неприятные вопросы, начальство пока еще может спрятаться за авторитет президента.

Почему прошедшие выборы надо признать успешными

тестовый баннер под заглавное изображение

Иными словами, местные власти получают возможность считать по-честному, не рискуя потерять власть. А это, в свою очередь, создает перспективу институциональных перемен, открывающих путь для становления более открытой и конкурентной политической системы на всех уровнях. Тем более что требования центра изменились — честный подсчет голосов на местных выборах становится одним из способов заслужить доверие федерального руководства, которое резонно предполагает: если региональные власти не могут сохранить свои позиции без подтасовок, значит, со своими делами они не справляются и надеяться на них не стоит. Как и следовало ожидать, справились далеко не все. В некоторых областях были сняты кандидаты от КПРФ и «Справедливой России». Причем смысла в этом не было никакого. В Липецкой области заблокировали кампанию кандидата КПРФ Николая Разворотнева, которому опросы ФОМ давали рейтинг 4%. То же самое можно было наблюдать в Нижегородской области, где не дали зарегистрироваться другому кандидату КПРФ — Владимиру Буланову (с рейтингом 2,2%), а в Воронежской области не допустили к голосованию — депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Пахолкова. Между тем в еще одной истории с Оксаной Дмитриевой в Петербурге, похоже, не все так просто. Возможно, спрогнозировав результаты будущих выборов, в ее штабе посчитали, что лучше выйти из предвыборной гонки на этапе «муниципального фильтра», таким образом, спровоцировав мини-скандал. Также в некоторых областях получился подозрительно высокий процент «досрочников». Так, от общего количества проголосовавших в Нижегородской области их набралось 10 %, в Самарской — 15%, а в Петербурге — более 23%! Причем результаты голосования показывают, что эти усилия были совершенно не нужными. Официальные кандидаты и так выигрывали со значительным перевесом. Однако достигнутые такой ценой «успехи», скорее, ослабляют доверие центра к местным властям, о чем можно судить по рейтингу губернаторов, недавно опубликованному Фондом развития гражданского общества. Маленькой сенсацией выборов стала победа в Кимрах молодого кандидата от КПРФ Романа Андреева, который опередил действующего мэра города. Ситуация тем более уникальная, что Андреев даже не является местным жителем — его привезли из Торжка. Такой итог можно считать не только успехом для левой оппозиции в Кимрах, но и достижением политической реформы. Случай Кимр доказывает, что в рамках официального политического процесса альтернативные кандидаты во многих регионах получают реальные шансы, надо только уметь ими воспользоваться. В большинстве регионов выборы можно охарактеризовать как открытые, конкурентные и легитимные, а сам Единый день голосования оценить как успешный. Разумеется, с этим выводом согласятся далеко не все. Комитет гражданских инициатив, действующий под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина, опубликовал доклад, в котором не только отмечает целый ряд реальных проблем (названных авторами «электоральными аномалиями»), но и настаивает на деградации избирательного процесса в России. Хотя факты, приводимые самими же авторами доклада, этому противоречат: почти всякий раз, когда они сравнивают нынешние выборы с предыдущими, это сравнение оказывается в пользу голосования 2014 года. Да и само понятие «аномалии», употребляемое в докладе по отношению к ряду регионов, заведомо предполагает наличие норм, которые соблюдаются в других местах. Точно так же в докладе признается, что по части обеспечения честного проведения выборов в целом ряде регионов достигнут очевидный прогресс: «Нынешние же выборы демонстрируют наличие крайне незначительного массива нарушений — даже традиционно используемые для увеличения показателей «партии власти» досрочное голосование и голосование вне помещения имеют сегодня по Москве крайне умеренные значения (0,4% и 1,2% соответственно)». В результате кандидаты оппозиции смогли получить неплохие результаты там, где были готовы активно вести борьбу за голоса: «Несмотря на слабую информированность избирателей о большинстве кандидатов, выборы стали довольно успешными для тех, кто уже успешно и систематично работает с жителями. Так, прошедшие в Москве выборы позволили проявить себя целой когорте муниципальных депутатов». Складывается впечатление, что исследование КГИ, в сущности, не скрывает своей ангажированности и тенденциозности, подчеркивая, что успех оппозиции, по всей видимости, является для его авторов главным критерием оценки «качества» выборов. При этом совершенно игнорируется общий политический контекст, в котором происходит голосование. Заведомо исключается даже возможность того, что проблемы оппозиции связаны не только с кознями власти, но в первую очередь с недоверием граждан к оппозиционерам. Парадоксальным образом, доклад группы Кудрина скорее опровергает декларируемый им тезис, нежели подтверждает его. Показательно, что в нем практически отсутствуют сравнения нынешнего электорального цикла с предыдущим. А всякий раз, когда такие сравнения делаются, они оказываются явно двусмысленными. Так, авторы одновременно сетуют на низкую явку и сами же признают, что ранее региональные власти старались подтасовать итоги, завысив данные о числе проголосовавших. Замечу, что по данным, которые собирал наш Институт глобализации и социальных движений, именно стремление завысить явку, а не повышение результата «Единой России» было во многих регионах главным источником нарушений при подсчете голосов. Добавим к этому, что низкая явка на муниципальные выборы — нормальное явление в большинстве демократических стран. Так, в Великобритании, при высокой в целом гражданской активности населения, на местные выборы приходит 10—15% избирателей. В крупных городах — до 30%. Иными словами, не больше, чем у нас. Большие претензии предъявляются к муниципальному фильтру на выборах губернаторов, потенциально ограничивающему выдвижение кандидатов. Однако этот механизм отнюдь не является российским изобретением. Такая система существует и успешно действует во Франции. Квалификационные ограничения для выдвижения кандидатов есть и в США. Разумеется, с муниципальным фильтром надо научиться работать. Он может быть эффективным средством для удаления фальшивых кандидатов, выдвигаемых с целью саботажа чужих кампаний и борьбы с другими грязными политтехнологическими уловками, применяемыми в ходе выборов. Может, он и становится барьером для оппонентов действующей власти. Но такое препятствие оказывается непреодолимым именно на фоне слабой активности оппозиционных сил и независимых политиков на муниципальном уровне. По мере развития политического процесса они имеют шанс решить эти проблемы, укрепив свои позиции на местах. Другой вопрос, что для этого требуется время и развитие политической конкуренции на низовом уровне. Но шагом к этому как раз и были выборы 2014 года.

Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института глобализации и социальных движений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру