Тучи пессимизма заволакивают Брисбен, где в субботу открывается саммит G-20

Что принесет миру встреча лидеров «Большой двадцатки?»

В субботу в Брисбене, Австралия, открывается двухдневный саммит «Большой двадцатки» (G-20). Прогнозы экспертов не сулят ничего хорошего этому саммиту. Виной тому не гостеприимный хозяин. Австралия потратила на подготовку G-20 четыреста миллионов долларов и на два дня заморозила жизнь города. Под сводами Центра съездов Брисбена соберутся 4000 участников саммита и 3000 представителей СМИ. Большинство из них проделали путь в несколько тысяч километров. И неужели все напрасно?

Что принесет миру встреча лидеров «Большой двадцатки?»

Предыдущие саммиты G-20 всегда приносили разочарование. А этому сулят особое. Виной тому – конфликт в Украине, территориальные противоречия в Азии, война на Ближнем Востоке. Неудача G-20 всегда несет урон мировой экономике, ее росту, улучшению условий жизни сотен миллионов людей. Джон Липски, бывший первый заместитель главы МВФ, считает брисбенский саммит G-20 своеобразным водоразделом. В случае очередной неудачи, говорит он, под сомнение может быть поставлена сама необходимость существования G-20. «В ходе саммитов G-20 принимаются всевозможные документы по всем вопросам повестки дня, но ничего специфического не происходит. Документы политически не подкрепляются», — суммирует Липски.

Первый саммит G-20 состоялся в 2008 году на пике финансового кризиса, который чуть было не перерос во всемирный экономический кризис. Мировые лидеры заявили, что они будут совместно добиваться ликвидации препятствий на пути экономического прогресса, включая коррупцию, торговые ограничения и зарегулированность. Они будут тратить больше на развитие и исследования, на улучшение налоговых систем, увеличение вкладов в общественную инфраструктуру и транспорт. Но, как говорится, мечты, мечты, где ваша сладость?!

По подсчетам МВФ, если бы обещания саммитов G-20 2008 и 2010 годов были претворены в жизнь, то глобальный рост экономики составил бы на 2,5% больше расчетного. Дополнительное производство стоило бы 1,5 триллиона долларов. Были бы созданы 30 миллионов новых рабочих мест и 33 миллиона людей вырвались бы из тисков нищеты. Вот чего лишила мир неэффективность G-20.

А вот иные подсчеты того же МВФ — что принесло миру бездействие G-20, точнее, как выглядит пропасть, отделяющая успех от неуспеха этой организации: 4 триллиона долларов в производстве и 35 миллионов потерянных рабочих мест. По словам того же Липски, даже эта статистика выглядит «скорее оптимистичной».

Так сложилось, что саммиты G-20 в основном занимаются обсуждением политических проблем, выступая в роли мини-ООН, а не экономических. Вот и сейчас на брисбенском саммите все ждут встречи Обамы и Путина по Украине и сильно ухудшившимся двусторонним отношениям, а также участников конфликта в Южно-Китайском море (Китай и Япония). А тут еще проблема международного терроризма и война против ИГ в Сирии и Ираке. Обсуждение этих проблем не только «крадет» время у G-20, отведенное экономике, но накалит атмосферу, что еще больше усложнит решение экономических противоречий и трудностей.

Окажется ли сизифовым трудом работа, проделанная в сентябре директорами центробанков и министрами финансов стран G-20 в Коирисе, тоже Австралия (ее восточное побережье)? А ведь если плоды этой работы будут взращены, то к 2018 году к мировому производству приплющится еще 1,8%. Но вот что говорит Майк Кэллаген, директор Лови института в Сиднее, который специально занимается деятельностью G-20. Он призывает к более строгому мониторингу обещаний, которые дают лидеры стран G-20, и более сильному прессингу, когда они их не выполняют. Он желает саммиту в Брисбене создать для всего этого действенный механизм. Он также требует от лидеров G-20, чтобы они тратили больше времени на объяснение деятельности и целей G-20 своим согражданам. По словам Кэллагена, G-20 отличается от G-7, члены которого все без исключения демократические и богатые страны, в то время как в состав G-20 входят авторитарные страны вроде Китая и бедные, как Индия.

«Сделала ли G-20 достаточно для того, чтобы успешно поддерживать хорошо функционирующие и интегрированные финансовые ранки?» — спрашивает глава экономической школы в Брюсселе, Бельгия, Николас Верон и сам же отвечает: «Нет». Он и другие эксперты считают, что «уже и то хорошо, что G-20 загоняет в одну комнату мировых лидеров и заставляет их говорить и общаться друг с другом как простые смертные».

Но мы, миллиарды действительно простых смертных ждем от наших лидеров нечто большего. Ибо мы, не только простые смертные, но и еще простые налогоплательщики, живущие в далеко не простом и несовершенном мире экономики и финансов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру