Авиапрому рано радоваться

Реплика Ольги БОЖЬЕВОЙ, специального корреспондента отдела силовых структур

Реплика Ольги БОЖЬЕВОЙ, специального корреспондента отдела силовых структур

Михаил Погосян досрочно освобожден от должности президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Срок его пятилетнего контракта заканчивался в феврале 2016 года, но в правительстве после долгих споров срок Погосяну решили все же сократить. Как пояснил глава Минпромторга Денис Мантуров, Михаил Погосян будет переведен на должность генерального конструктора, а его место займет замминистра промышленности и торговли России Юрий Слюсарь.

Сказать, что это решение было для авиапрома долгожданным — не сказать ничего. Оно витало в воздухе весь последний год. Все шептались: «Там уже все решено, со дня на день объявят...» Но отставка откладывалась.

Более того, когда месяц назад агентства сообщили, что Погосяна все-таки «уходят», пресс-служба ОАК тут же выступила с резким опровержением: «Этот вымысел, хотя и опубликован в уважаемом агентстве, продиктован исключительно фантазией автора». Из чего стало ясно: борьба за Погосяна в самом разгаре — судя по всему, в верхах у него сильные покровители.

И вот наконец отставка состоялась. Но какая-то половинчатая: он вроде ушел, но остался генконструктором ОАК. Никто из авиаспециалистов толком не может ответить, что это за должность и каковы ее полномочия.

Официальная причина решения, озвученная Денисом Мантуровым, такова: «ОАК сегодня просто перегружена по тематикам как боевой авиации, транспортной, военно-транспортной, дальней авиации, так и гражданской».

Сразу хочется спросить: и что? Значит, надо бросить на подмогу замминистра промышленности и торговли? Других специалистов в области авиастроения у нас не осталось?

Короче, официальное объяснение ухода Михаила Погосяна прозвучало малоубедительно, а потому сразу стали гулять разные версии.

Одни говорят, что его отставка — формальность, которая связана с тем, что между ОАК и предприятиями «Ростеха» (эта корпорация владеет 40% всех оборонных предприятий) слабо налажены связи, а такая кадровая рокировка — первый шаг к включению ОАК в будущую вертикально выстроенную интегрированную структуру.

Другие, кто верит в справедливость и борьбу с коррупцией, считают: неповоротливая чиновничья машина наконец отреагировала на результаты проверки ОАК, которую год назад проводила Генпрокуратура («МК» эксклюзивно публиковал ее цифры и выводы, которые многих тогда шокировали). Она показала: несмотря на беспрецедентные меры господдержки, долг корпорации постоянно рос, а уставный капитал ОАК из-за снижения стоимости активов дочерних обществ только уменьшился.

Третьи уверены, что Погосяна убрали из-за, мягко говоря, плохой ситуации с главным коммерческим проектом ОАК — SSJ-100. Руководству страны якобы надоело слушать сказки ОАК о будущих успехах SSJ-100 и его массовом продвижении на мировой рынок.

После стольких лет обещаний и в Кремле, и в правительстве в будущее SSJ-100, похоже, верить устали. Стало ясно: обещанные сроки окупаемости проекта — блеф, самолет требует лишь новых бесконечных финансовых вливаний. Так, в 2013 году решение по финансовой стабилизации компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) пришлось принимать лично президенту страны. Несмотря на это, уже в декабре 2014 года правительством были выданы госгарантии по SSJ-100 на $600 млн, что позволило ГСС получить очередной кредит в «Сбербанке».

Пока над этими сказками потешались только СМИ («МК» чаще других), это еще было терпимо, но когда реальное положение дел не удалось скрыть от Генпрокуратуры, Думы, Счетной палаты, стало очевидно: грядут кадровые перемены.

Случайно или нет, но на днях международное рейтинговое агентство Fitch Ratings существенно понизило по национальной шкале краткосрочный рейтинг «Гражданских самолетов Сухого», а его прогноз долгосрочного рейтинга объявило негативным.

Уточню: все названные причины отставки Михаила Погосяна — всего лишь версии. Точно никто ничего даже в руководстве авиафирм не знает — у нас не принято объяснять кадровые отставки неудачами. Взять хотя бы Сердюкова: его как поставили, так и убрали из военного ведомства с характеристикой «эффективного менеджера». Так что вполне естественно, что теперь в авиапроме все пытаются найти свое объяснение такой кадровой рокировке. Она пока хоть и кажется до конца неясной, но все равно у большинства рождает надежду на лучшее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру