Российско-американский шпионский скандал: в каком заговоре обвиняют трех россиян?

Арестованного банкира отказались выпустить под залог

Новый шпионский скандал разгорелся между США и Россией. Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка сообщила о разоблачении «российской шпионской организации». В эту «организацию», по данным прокуратуры, входили 39-летний Евгений Буряков, 40-летний Игорь Спорышев и 27-летний Виктор Подобный. Их подозревают в сборе экономической информации в пользу России, включая данные об американских антироссийских санкциях, а также в попытке завербовать жителей «Большого Яблока» в качестве своих источников.

Арестованного банкира отказались выпустить под залог

Главный прокурор Южного округа Прит Бхарара утверждает, что Евгений Буряков работает на российскую внешнюю разведку и находится в Нью-Йорке как сотрудник одного из российских банков (на сайте этого банка Евгений Евгеньевич Буряков указан как заместитель Представителя в США), занимаясь сбором разведывательной информации. Сообщается, что он находился в Соединенных Штатах с 2010 года и имел рабочую визу. Он был арестован в понедельник утром в Бронксе.

Два других фигуранта скандала – Спорышев и Подобный – покинули США и находятся вне американской юрисдикции, обладая к тому же дипломатическим иммунитетом. Об Игоре Спорышеве известно, что с ноября 2010 г. по 21 ноября прошлого года он был торговым представителем России в Нью-Йорке. А Виктор Подобный с декабря 2012 г. был атташе постпредства РФ при ООН.

При этом, по мнению американских властей, будучи официальными представителями России, они не должны были отдельно регистрироваться в качестве ее агентов, но они не имели права вступать с Буряковым в сговор и содействовать его деятельности в качестве незарегистрированного агента России в США.

Как уточняет Би-би-си, Буряков, Спорышев и Подобный обвиняются не в шпионаже, а в сговоре, в ходе которого Буряков в нарушение закона не зарегистрировался в минюсте США как иностранный агент, а двое других ему содействовали.

Евгению Бурякову может грозить до 15 лет тюрьмы (до 10 лет по одном обвинению и до 5 – по другому). Назначенная судом адвокат Бурякова, Сабрина Шрофф, заявила, что женатого человека, отца двух детей, следует отпустить под залог, назвав выдвинутые в отношении его обвинения «просто подозрениями». Но прокурор Адам Фи обвиняет россиянина в том, что тот является якобы профессионалом, и что «профессия Бурякова здесь, в США, была уловкой», добавив, что подозреваемый ранее работал в другой стране как банкир в пользу российской разведки.

В освобождении под залог было отказано под тем предлогом, что у россиянина был стимул бежать из США после разоблачения.

По словам прокурора Бхарары, Спорышев и Подобный осуществляли связь между Буряковым и Москвой, пользуясь оборудованием, которое находилось у них в резидентуре. Также прокуратура считает, что они будто бы пытались вербовать нью-йоркских студенток, аспиранток и выпускниц одного из местных университетов.

С марта 2012 по середину прошлого года ФБР вело наружную и электронную слежку за Буряковым и Спорышевым и зафиксировало без малого полсотни встреч между ними, которые происходили в основном на улице. Перед каждой такой встречей происходил короткий телефонный разговор между россиянами, в котором один обычно говорил другому, что должен что-то ему передать – например, билет, книгу, зонтик или шапку. При этом, как утверждается, если в разговорах шла речь о билетах в кино или на спортивный матч, в реальности никакого интереса к этим зрелищам не проявлялось.

ФБР негласно изучило компьютер Бурякова у него в банке. В частности, удалось узнать ужасно крамольную вещь – собирая сведения о западных санкциях против РФ, Буряков ввел в поисковик слова «санкции Россия последствия».

Сообщается также, что летом 2014 года Буряков не раз встречался с тайным осведомителем ФБР, фигурирующим в судебных документах как CS-1 и выдававшим себя за представителя крупного инвестора, желающего вложить деньги в казино в России. При этом Буряков якобы принимал у CS-1 документы, которые, по словам его собеседника, были взяты в некоем госведомстве США и касались американских санкций против РФ.

Как заявил федеральный прокурор по Южному округу штата Нью-Йорк Прит Бхарара, эти обвинения «делают ясным то, что более чем два десятилетия спустя после предполагаемого конца «холодной войны» российские шпионы продолжают попытки действовать среди нас».

К слову, упомянутый выше Прит Бхарара попал в позапрошлом году в «черный список», составленный Россией в ответ на «список Магнитского». Прокурор попал в этот «блэклист», поскольку имел отношение к экстрадиции в США российских граждан Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии, а также к судебным процессам над ними. Притиндер Бхарара попал во вторую часть «анти-Магнитского списка», где перечислены «лица, причастные к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом». Ему закрыт въезд в Российскую Федерацию на основании федерального закона № 272-фз «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

Само собой, в связи с нынешней «шпионской» историей на память сразу приходит скандал вокруг ареста летом 2010 года группы из десяти россиян, живших в США под чужими именами и обвиненных Соединенными Штатами в разведдеятельности. Арест Анны Чапман и ее коллег произошел спустя три дня после визита в Америку тогдашнего российского президента Медведева – и, в целом, та история разыгралась на фоне провозглашенной в 2009 году политики «перезагрузки» в отношениях между РФ и США. Арестованные были обменены на четырёх российских граждан, трое из которых были осуждены за государственную измену в форме шпионажа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26727 от 28 января 2015

Заголовок в газете: Новые «жертвы» новой холодной войны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру