Альтернатива чуду — кошмар. При каких условиях переговоры в Минске станут успешными

Слишком многое должно сойтись в одной точке, чтобы не произошло очередного срыва

11.02.2015 в 16:47, просмотров: 23958

Февраль 2014 года стал месяцем, начиная с которого все на Украине самым стремительным образом “покатилось вниз”: месяцем боев на баррикадах в Киеве, месяцем позорного бегства Януковича, месяцем принятия языкового закона, который открыто и цинично дискриминировал интересы русскоязычных жителей страны.

Станет ли февраль 2015 года тем рубежом, когда это бесконечное украинское “падение с обрыва” удастся приостановить или даже повернуть вспять? Или, напротив: не превратится ли в конечном итоге словосочетание “Минск-2” в символ еще одного упущенного шанса ?

Альтернатива чуду — кошмар. При каких условиях переговоры в Минске станут успешными

В момент, когда я пишу этот текст, я еще не знаю, о чем конкретно Олланд, Меркель и Порошенко договорятся в Минске с Путиным и договорятся ли они вообще. Но вот в чем я абсолютно уверен: у соглашения “ Минск-2” есть шанс достичь чего-то полезного только в случае, если в некоторых своих ключевых аспектах оно не будет похоже на соглашение “Минск-1”.

Есть мысли, которые настолько банальны, что их как-то даже неудобно произносить вслух. Вот одна из них: больше всего на свете современная Украина нуждается в скорейшем прекращении боевых действий. А теперь мы вступаем в область “софистики”: чтобы прекратить боевые действия на Украине, одного очередного соглашения о прекращении боевых действий будет катастрофически недостаточно.

Да, без соглашения о прекращении огня не обойтись. Но такое соглашение имеет смысл, только если оно станет прелюдией к подготовке более масштабной договоренности о полноценном политическом урегулировании на Украине. Соглашение “Минск-1” было построено на прямо противоположном принципе: главное - как можно быстрее прекратить стрелять в друг друга. А обо всем остальном подумаем в будущем.

Такой подход привел к тому, что многие ключевые разногласия и самые острые проблемы оказались “ заметены под ковер”. Возьмем, например, пункт № 3 прошлогоднего Минского протокола: “Провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” ( Закон об особом статусе).”

Подобный пункт был бы резонным и логичным, если бы лидеры и население бунтующего Донбасса уже окончательно и безоговорочно согласились со своим “возвращением” в состав единой Украины. Но ведь такого согласия достигнуто не было! Получается, что даже в момент подписания в соглашении “Минск-1” уже содержалась политическая бомба замедленного действия. В целях “достижения большей скорости движения” телега ставилась впереди лошади. И, как следствие, никто никуда не двигался.

В прошлогоднем минском протоколе было полно выражений вроде “обеспечить незамедлительное двустороннее прекращения применения оружия”, “обеспечить мониторинг и верификакцию”, “продолжить инклюзивный общенациональный диалог”, “принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе”.

Намерения замечательные, никто не спорит. Но даже самые замечательные намерения повисают в воздухе, если не понятен конкретный алгоритм их воплощения в жизнь. В соглашении “Минск -1” такой конкретный пошаговый алгоритм прописан не был. Это позволило всем и каждому – а Западу и официальному Киеву особенно – трактовать договоренность исключительно в свою пользу и фактически ее не выполнять.

Конечно, в одном-единственном соглашении невозможно прописать абсолютно все детали. Собственно, этого и не требуется. Что требуется, так это появления в рамках новых договоренностей некоего общего каркаса, за пределы которого не могла бы вырваться ни одна из противоборствущих сторон. Надо запустить процесс замирения и сделать его необратимым. А остальное уже можно последовательно развивать на основе сделанного.

Разумеется, чтобы обеспечить подобный вариант развития событий, мало написать и подписать даже самый замечательный в мире переговорный документ. У сторон внутриукраинского конфликта должны быть и политическая воля, и ярко выраженные политические стимулы соблюдать и букву, и дух договоренности.

Как я уже писал, до самого последнего момента и то, и другое отсутствовало – и у ополченцев, и особенно у властей Киева. Режим Порошенко-Яценюка искал утешение в лозунге “Запад нам поможет!” А руководству “народных республик” внутреннюю уверенность давал тот факт, что на поле брани армия Украины раз за разом оказывалась в роли битого.

Если два участника внутриукраинской драки будут по-прежнему оставаться наедине друг с другом, они, скорее всего, продолжат свою дуэль. Их надо не просто временно физически отделить друг от друга – с помощью введения никем не подвергаемой сомнению линии разграничения или, еще лучше, нейтрального миротворческого контингента. На них надо постоянно давить. Им надо постоянно “капать на мозги”: мирись, мирись и больше не дерись!

И снова вынужден повторить: особенно последний пункт относится к Западу и официальному Киеву. Любимый лозунг американцев и европейцев в последний год “Во всем виноват злой Путин!” позволил погрузить Россию в состоянии полуизоляции. Но этот же самый лозунг сделал фактически невозможным достижение мира на Украине.

Я перечитал этот свой необходимый для успеха мирных инициатив “список требований” и вновь преисполнился чувством безысходности. Слишком многое должно сойтись в одной точке, чтобы не произошло очередного срыва. Слишком много мозгов должно быть быстро прочищено. Слишком многие эгоистические стратегические интересы должны быть если не позабыты вовсе, то на какое-то время отложены в дальний ящик. Однако альтернатива чуду – кошмар. Кошмар, который итак уже длится слишком долго.

Украинский кризис. Хроника событий