Между Обамой и Кастро произошла историческая встреча

Американский и кубинский лидеры пожали друг другу руки

В 50-х годах прошлого столетия «великолепные рокеры», то есть крупные игроки из Юбор-сити, что возле флоридской Тампы, которая тогда была похожа на нынешнюю Гавану, мечтали сделать столицу Кубы флоридским Лас-Вегасом. Но мечта «рокеров» не сбылась. В 1959 году Фидель Кастро и его революционные соратники повернули в другую сторону рулетку страны. Прошло не более двух лет и президент США Дуайт Эйзенхауэр наложил на Кубу эмбарго. Но вот 54 года спустя оставшиеся в живых «рокеры», числом в 60, решили все-таки съездить на Кубу и 15 мая повеселиться в отеле «Националь» на пляжах Малекон в Гаване. «Это просто монументально!» — восклицает лидер «рокеров» Мануель Фернандес.

Американский и кубинский лидеры пожали друг другу руки

Монументально, конечно, не это, а драматическое объявление 17 декабря президента США Барака Обамы о восстановлении дипотношений с Кубой и окончании эмбарго. На Саммите Америк в Панаме Обама и кубинский лидер Рауль Кастро обменялись рукопожатием, а на другой день провели переговоры.

Рулетка в дымке гаванских сигар вновь повернулась.

Дело происходило в небольшой комнате Дворца съездов, где заседал саммит. Обама назвал встречу с Кастро «исторической». Он сказал, что попытка нормализации отношений с Кубой — это признание провалившейся политики эмбарго. «Настало для нас время предпринять что-нибудь новое, — сказал Обама. — Теперь мы оказались в положении повернуться лицом к будущему. Становится возможным перевернуть страницу и начать новые отношения между нашими двумя странами».

Рауль Кастро подчеркнул, что такое начало потребует времени, но в конце-концов будут приняты соглашения о ликвидации долголетних противоречий. «Мы готовы обсуждать всё, но мы должны быть терпеливыми, очень терпеливыми. Мы можем не соглашаться в чем-то сегодня, но найти согласие завтра», — сказал Кастро.

Попытки США отделить Кубу от других латиноамериканских стран тоже не имели успеха. Президент Аргентины назвала эти попытки «анахронистской блокадой». Президент Боливии заклеймил их как «диктатуру». Но в этом году Обама прибыл на саммит, полный решимости изменить динамику своих отношений с Кубой. Впервые за последние 20 лет Куба приняла участие в саммите. И это произошло в момент, когда Обама приблизился к решению исключить Кубу из числа тех стран, которые поддерживают терроризм. Этот шаг будет критическим для установления дипотношений между США и Кубой. «Соединенные Штаты будут пленниками прошлого. Мы смотрим в будущее, — сказал Обама на саммите об отношениях с Кубой. — Я не заинтересован в битвах, которые, откровенно говоря, начались еще до того как я родился… Да и «холодная война» кончилась уже давно». Обама сказал, что такая перемена в политике будет означать перемену во всем регионе.

Рауль Кастро, видимо, еще не совсем готов к таким переменам. В своей речи на саммите он пересчитал все претензии Кубы к Америке, включая даже поддержку диктатора Батисты, вторжение в Заливе свиней и открытие тюрьмы в Гуантанамо. Иногда даже Кастро ударял рукой по трибуне, чтобы подкрепить свои слова. Но он дал понять, что не винит во всем этом Обаму. Кастро выразил восхищение президентом Америки, назвав его «честным человеком» и одобрил его «позитивные шаги» в отношении Кубы.

Обама вспомнил свой первый латиноамериканский саммит, когда он говорил о «новых началах» с Кубой еще в ее отсутствие. В отличие от целой генерации американских президентов, подчеркивал Обама, «наша кубинская политика изоляции понималась нами как изоляция нашего собственного двора». А по словам заместителя помощника президента по национальной безопасности Бенджамина Родса, «на сей раз мы приехали сюда не для того, чтобы соглашаться со всеми во всем, а с широким соглашением с другими лидерами, в основе которого мысль: то, что сделал президент в отношении Кубы это правильное решение».

Саммит приветствовал политику Обамы не только в отношении Кубы, но и в отношении эмигрантов-латинос в Соединенных Штатах. Как сказал президент Панамы Хуан Карлос Варела, «президент Обама оставит о себе память как человек, который поддержал испаноговорящих в Америке и провозгласил новую политику в отношении Кубы. И то, и другое для нас чрезвычайно важно».

Президент Мексики Энрике Пенья Ньето, выступая на саммите, говорил: «Я считаю, что новая политика Вашингтона в отношении Кубы будет генерировать и новые верстовые столбы в истории всей Америки. Больше братства — больше близости в регионе». По сравнению с предыдущим саммитом в 2012 году в Картагене, Колумбия, этот, в Панаме, был совершенно иным. Тогда Боливия, Никарагуа и Венесуэла заявили Обаме, что будут бойкотировать саммит-2015, если на нем не будет Кубы. Обама, как говорится, еле-еле отбрехался. На панамском саммите он выступал как двигатель перемен, а не как жертва инерции. «Если вы будете работать на перемены, то Соединенные Штаты будут стоять рядом с вами на каждом шагу», — заявил он участникам саммита.

Тем временем перед зданием, где проходил саммит, бушевали стычки между кубинскими диссидентами и панамцами, которые обвиняли первых в том, что они подкуплены… Вашингтоном. Однако, как заявляли многие эксперты, новая линия Обамы лишила его противников внутренней динамики и в зале заседаний, и на улице. Так директор латиноамериканских программ по правам человека Хосе Милуель Виванко заявил, что Обама открывает двери новым веяниям в Латинской Америке. Необходимо подчеркнуть, что Виванко принял наряду с Обамой участие в круглом столе о гражданских правах вместе с другими лидерами.

Как символично, что все эти перемены начали свое отражение именно в Панаме, где в 1826 году герой Латинской Америки Симон Боливар призвал немногие страны этого региона, получившие независимость, быть бдительными в отношении Соединенных Штатов.

МЕЖДУ ТЕМ

 

Журналисты уличили президента Венесуэлы Николаса Мадуро в том, что он приехал на саммит Америк в Панаме со своим... двойником. Так, на видеозаписи, которая размещена на испаноязычном сайте телеканала CNN, видно, что предполагаемые двойники Мадуро и его супруги Силии Флорес выходят из отеля и направляются во Дворец съездов в сопровождении охраны. Настоящий же венесуэльский лидер садится в автомобиль делегации своей страны и отправляется на саммит. Как поясняется в подписи к видео, служба безопасности Мадуро пошла на такие меры, чтобы оградить лидера латиноамериканского государства от общения с прессой.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Куба, которой больше не будет

Куба, которой больше не будет

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26787 от 13 апреля 2015

Заголовок в газете: Обама и Кастро пожали друг другу руки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру