МЧС планирует полностью отказаться от импортного оборудования

В России активно разрабатывается техника для работы в Арктике

17.05.2015 в 13:38, просмотров: 3862

C 19 по 22 мая в Москве под эгидой МЧС России пройдет Международный салон «Комплексная безопасность - 2015». О значении этого масштабного мероприятия и о научно-технической работе министерства рассказал «МК» начальник научно-технического управления МЧС России Александр Овсяник.

МЧС планирует полностью отказаться от импортного оборудования
Фото: mchs.gov.ru

- Александр Иванович, расскажите о масштабах и целях мероприятия.

- Международный салон «Комплексная безопасность» проводится уже восьмой раз. Основная цель проекта – обеспечить эффективное взаимодействие между органами исполнительной власти и разработчиками продукции в сфере безопасности с целью продвижения современных технологий, систем и средств. Пройдет салон на территории ВДНХ, ожидается, что свою продукцию представят около 400 компаний, в их числе около 20 зарубежных. От МЧС будут задействованы все научно-исследовательские и образовательные организации, также будут стенды всех региональных центров МЧС РФ. Кроме этого, в рамках салона на полигоне Ногинского спасательного центра МЧС пройдут демонстрационные полевые учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций с участием спецподразделений МЧС и МВД. По нашим ожиданиям, салон посетят порядка 20 тысяч человек.

- Сейчас МЧС России использует больше отечественных разработок или зарубежных? Возможно ли полное импортозамещение?

- Больше отечественных разработок. Сейчас мы добиваемся, чтобы их было не менее 60%, в перспективе должны выйти на 85%. Полное импортозамещение -непростой вопрос, но это хорошая перспектива. Думаю, в будущем это станет возможным.

- Как происходит разработка новой техники? Какие критерии к ней предъявляет МЧС?

- Главный критерий – соотношение цена-качество. Техника должна быть надежная, качественная, современная, отвечать всем требованиям безопасности. Представители промышленности должны знать, чего мы хотим. Такие мероприятия как международный салон как раз помогают вести диалог с ними. Многие компании за собственные средства разрабатывают новые образцы техники, а мы берем их в опытную эксплуатацию. Потом образцы дорабатываются совместно с нашими научно-исследовательскими институтами. Некоторые из таких образцов сейчас находятся в процессе постановки на вооружение МЧС РФ. Это и насосно-рукавные станции, которые показали свою высокую эффективность, и беспилотные летательные комплексы. К таким можно отнести и мобильный комплекс по устройству водозащитных дамб, который, кстати, будет представлен на салоне, и комплекс обеспечения жизнедеятельности спасателей. Все это разработки наших НИИ.

- Опыт, полученный при ликвидации последствий уже произошедших ЧС диктует направления разработок?

- Конечно. По итогам всех крупных ЧС проводится анализ: чего не хватает, как можно добиться лучших результатов. Например, гидробарьер — мобильный комплекс по установке защитных дамб - был разработан после наводнения на Дальнем Востоке. Сейчас комплекс уже готов к государственным испытаниям.Недавно наши спасатели вернулись из Непала. Там они использовали диагностические комплексы «Стрела» и «Струна», предназначенные для проверки состояния и устойчивости здания. Зарубежные коллеги высоко оценили наши технологии. И теперь мы приступаем к разработке современнейшего диагностического комплекса на основе нанокомпозитных материалов. Он будет давать точные и быстрые прогнозы, исходя из состояния зданий и инженерных сооружений, в том числе, гидротехнических.

- А в такой важной для России области, как пожаротушение, есть новшества?

- Сейчас прорабатывается вопрос по применению смачивателей. Это такие вещества, которые позволяют более эффективно тушить пожары. Особенность смачивателя в том, что он более плотно облегает продукты горения, перекрывая доступ кислороду, за счет этого огонь перестает распространяться. Смачиватели более стойки, чем обычная вода. В условиях лесного пожара можно сделать минерализованную полосу, пролить ее смачивателем, и огонь через нее не пройдет. Смачиватель продержится минимум сутки. Важно, что смачиватель можно сделать прямо на месте, залив специальный раствор в обычную воду. Например, заправили самолет, залили туда жидкость и готово. Это очень удобно.

Широкое применение получит автомобиль, который тушит перегретым паром. Чтобы потушить с его помощью стандартную трехкомнатную квартиру необходимо всего лишь сто литров воды, это примерно в 30-35 раз меньше, чем при тушении обычной водой. Это исключает проливы нижних этажей и значительно сокращает время тушения. Такие машины уже стоят на боевых дежурствах в частях московского гарнизона.

- В какой технике сейчас спасатели нуждаются более всего?

- Техника вся востребована. Активно ведется разработка техники для Арктики. К примеру, сейчас разрабатываем гидравлический аварийно-спасательный инструмент, который способен работать в условиях низких температур. Уже разработали пожарно-спасательный автомобиль в арктическом исполнении, который успешно эксплуатируется в Архангельске. То, в чем сейчас есть наибольшаая потребность – беспилотная авиация, робототехнические комплексы — сейчас как раз бурно развивается.

Также сейчас проводится опытная конструкторская работа по разработке так называемой «укладки» - перечня необходимого оборудования по видам чрезвычайных ситуаций, который будет находиться, что называется, в одном чемодане. Например, случилось ДТП и спасатель, взяв соответствующий чемодан, побежал работать, зная, что у него есть все необходимое. И так для любой ЧС. Эти разработки ведутся в рамках создания аэромобильных группировок, которые предназначены для оперативной ликвидации крупных ЧС. Вся новая техника в МЧС сейчас соответствует требованиям аэромобильности – чтобы ее могла транспортировать наша авиация.

- Насколько важно иметь на вооружении спасателей современную технику?

- Любая техника предназначена для того, чтобы облегчить труд человека. Роботехнические средства исключают возможность появления спасателя в опасных зонах химического или радиоактивного заражения. Если это та же беспилотная авиация – это оперативность. С помощью нее мы получим разведданные гораздо раньше, чтобы принять единственно правильное решение: где безопасные зоны, куда эвакуировать людей. Если брать пожарную технику – это уменьшение времени тушения пожара, оперативное прибытие на место. Если речь идет об аварийно-спасательной технике, то это - скорейшая разборка завалов, помощь пострадавшим. Современная техника и технологии помогают решать нашу главную задачу — сохранять человеческие жизни. Жизни не только пострадавших, но и наших спасателей и пожарных.