На пресс-конференции Путина плакаты журналистов подвергли цензуре

Помахать президенту чучелом чайки тоже не удалось

Ежегодная пресс-конференция Владимир Путин на этот раз обошлась без сенсаций. Как в начале признался сам президент, все ключевые вещи были озвучены в послании Федеральному собранию и он даже не знает, что еще сказать. Тем не менее общение продолжилось чуть более трех часов. Девушкам с сердцами и другими опознавательными знаками слова предусмотрительно не давали, поэтому о матримониальном положении президента граждане ничего нового не узнали.

Помахать президенту чучелом чайки тоже не удалось

В последние годы большая пресс-конференция президента все больше напоминает телешоу, которое, как известно, маст гоу он. Журналистки надевают свои лучшие платья, делают профессиональный макияж и укладку, будто идут не на работу, а на романтическое свидание. И действительно: для некоторых общение с президентом оборачивается счастливыми переменами в судьбе.

Например, автор «Собеседника» Елена Мильчановская после пресс-конференции удачно вышла замуж, а Алену Евтякову из Воронежа, которая в прошлом году поинтересовалась личной жизнью президента, пригласили на работу на федеральный канал.

Мария Соловьенко, в свое время прославившаяся диалогом с Путиным «садись, Маша» — «спасибо, Вова», на этот раз чувствовала себя настоящей звездой. Женщина отказывалась садиться на свободные места в секторе, претендуя на место по центру.

Примечательно, что записи и пометки практически никто из присутствующих в зале журналистов не делает. Главное — привлечь внимание президента или хотя бы его пресс-секретаря: для этого в ход идут всевозможные «заманухи» — шарики, шарфы, флажки, куклы.

Парад табличек на пресс-конференции Путина: "Мэр постит свастику"

Парад табличек на пресс-конференции Путина: "Мэр постит свастику"

Смотрите фотогалерею по теме

Один из корреспондентов принес с собой глобус, очевидно, намекая на глобальность своего вопроса. А милая девушка в дальнем ряду прижимала к груди красное сердце. Однако, вопреки обыкновению, личный вопрос к президенту оказался, по сути, один. Представитель РБК поинтересовался, является ли директор сотрудничающей с МГУ «Иннопрактики» Екатерина Тихонова его дочерью. (Прямого ответа на этот вопрос президент не дал, отметив, что никогда не обсуждает свою семью и не собирается говорить, где и кем работают его дочери, по многим соображениям, в том числе по требованиям безопасности. «Они никогда не были «звездными детьми» и не получали удовольствия от софитов!» — аргументировал ВВП.)

За несколько дней до пресс-конференции один из участников пообещал принести в зал чучело чайки, чтобы таким образом привлечь внимание к деятельности сыновей Генпрокурора, о которой рассказал ФБК. Мертвых птиц в зале замечено не было, но от ответа на злободневный вопрос Путину уйти не удалось.

Глава государства поведал, что делом занимается Контрольное управление президента, и рассказал анекдот: одного работника кадровик отказался повышать по службе, поскольку «что-то там было с шубкой». Что именно он не знал, но на всякий случай. Выяснилось, что действительно было: 5 лет назад у человека в театре украли шубу. «Мы не должны так реагировать, — подчеркнул ВВП. — Надо понять, дети Генпрокурора нарушили закон или нет? Есть ли в деятельности Юрия Чайки конфликт интересов? Это надо внимательно посмотреть».

По сценарию, ВВП должен был сначала отвечать на вопросы журналистов кремлевского пула, который заслужил это право многочасовыми ожиданиями, длительными перелетами и бессонными ночами.

Однако президент практически сразу похоронил эту идею, забрав бразды ведущего в собственные руки. Как и прежде, Путин ориентировался прежде всего на приятные лица (не случайно вопросы чаще задавали девушки, нежели мужчины) и на опознавательные знаки, которые журналисты держали в руках.

Кстати, в этом году содержание плакатов цензурировали. «Сейчас придет наш человек и проверит, нет ли у вас там чего провокационного», — строго предупреждал на входе молодой ФСОшник.

ВВП сам выбрал вопросы про Турция и про Украина последние новости. При этом его риторика никак не изменилась. Президент по-прежнему не видит возможности нормализовать отношения с нынешними властями и лично президентом Эрдоганом, но не считает Турцию врагом. Что делать в этой ситуации простым гражданам двух стран — а именно в этой плоскости был задан вопрос, — он, по всей видимости, не знает. Против сотрудничества на гуманитарном уровне вроде бы никто не возражает, «но и здесь будут проблемы», признал президент, заодно обвинив турецкие власти в «ползучей исламизации, от которой Ататюрк перевернулся бы в гробу».

Как известно, за несколько дней до пресс-конференции Надежда Савченко написала вопрос Путину по-украински на своей футболке, а ее адвокат Марк Фейгин опубликовал этот снимок в Твиттере. «Когда вы отпустите украинцев, которых выкрали и незаконно удерживаете в российских тюрьмах?» — хотела узнать у российского лидера бывшая летчица, обвиняемая в причастности к убийству журналистов российского канала.

Разумеется, ни футболка Савченко, ни ее фото до Путина не дошли. Однако украинский журналист, выбранный президентом, задал практически аналогичный вопрос.

ВВП никаких дат не назвал. Но отметил, что поддерживает принцип, объявленный Петр Порошенко, — менять всех на всех. Президент спрогнозировал ухудшение отношений с Украиной с 1 января 2016 года. Правда, не в политике, где, как говорится, хуже уже некуда, а в экономике в связи с исключением Незалежной из зоны свободной торговли. И посочувствовал украинскому народу, вынужденному терпеть таких деятелей, как Михаил Саакашвили.

«В США ему рабочую визу не дали, а вот направили покомандовать к нашим соседям. Это плевок в лицо украинскому народу», — заявил Путин.

Его ответ на вопрос о перспективах восстановления добрососедских отношений с Грузия не должен был оставить и тени сомнения: российский президент человек не злопамятный, но память у него хорошая, а главное, долгая. Хотя власть в Тбилиси сменилась три года назад, особого потепления пока не видно. Однако, немного помешкав, Путин признал: визы действительно можно было бы отменить (тем более что российским гражданам они уже давно не требуются).

К концу третьего часа стало очевидно, что основные вопросы исчерпаны. Президент стал мимоходом поглядывать на часы, которые снял с запястья еще в самом начале (а ведь было время, когда он готов был общаться с журналистами и по 4,5 часа, лишь чуть-чуть уступая Уго Чавесу.) Услышав название очередного СМИ — Клопс.ру (главный новостной сайт Калининград), — Путин заинтересовался: «Что, простите?»

— Клопс.ру. Блюдо такое немецкое, — не смутилась девушка. Она начала было формулировать вопрос, но произнесенное ею название явно не давало покоя ВВП, много лет проработавшему в Германия.

— Рулька.ру... А! Это котлетки такие? — наконец, припомнил он.

Хорошая память — это вообще очень важное качество для чиновника. В этом смысле президенту очень импонирует усидчивость министра спорта Виталий Мутко, изучающегося английский язык.

Путин выразил надежду, что и другие министры последуют его примеру, поскольку «это очень полезно с точки зрения поддержания интеллектуальных способностей». Кстати, про своих дочерей ВВП рассказал, что каждая из них знает «по 3 европейских языка, а кто-то еще и два восточных».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26992 от 18 декабря 2015

Заголовок в газете: Шоу с президентом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру