Чувствует ли Европа себя в безопасности после терактов в Париже

Эксперт: «Логика в случае с террористами едва ли работает»

Больше месяца минуло с ужасной ночи в Париже с 13 на 14 ноября, когда в результате серии терактов погибли 130 человек. На фоне атак, потрясших не только Францию, но и весь мир, вновь встал вопрос о мерах безопасности, предпринимаемых в рамках Евросоюза. Париж усилил борьбу с «Исламским государством» (ИГ/ИГИЛ — запрещенная в России террористическая группировка) в Сирии, а в Брюсселе в конце ноября вводился высший уровень угрозы; всерьез обсуждается создание новых структур по противодействию экстремистам. Чем Европа может ответить на террор? Как влияет на рост угрозы миграционная волна из «горячих точек»? Почему под ударом может оказаться любая страна? Об этом с «МК» побеседовал заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий ДАНИЛОВ.

Эксперт: «Логика в случае с террористами едва ли работает»

– Комментируя в свое время теракты в Париже, Вы отмечали, что для редуцирования террористической угрозы необходимы общие усилия (в том числе, и с участием России), нужна политическая воля. Сейчас, по прошествии времени, есть ли, на Ваш взгляд, сигналы того, что такая воля вырабатывается в рамках ЕС?

– Тенденции противоречивые. С одной стороны, понятно, что для формирования широкой коалиции необходимы, прежде всего, подвижки по американской линии. Надо, чтоб менялся подход Вашингтона, и, чтобы в результате этого были достигнуты некие российско-американские, а затем и российско-европейские договоренности. Со стороны США, однако, подвижек пока нет и ожидать, видимо, не приходится. Недавний визит Франсуа Олланда в Вашингтон показал, что Соединенные Штаты едва ли будут в скором времени менять свою линию поведения и тактику в Сирии и Ираке.

С другой стороны, наметились линии для развития сотрудничества с Россией. Франция в этом отношении, по понятным причинам, пошла первой. Были ожидания, что за ней пойдут и другие европейски страны, но они не оправдались – по многим причинам. После терактов в Париже у Франции появились все основания быть более настойчивой в отношениях со своими партнерами по коалиции — в первую очередь, с теми же США, – требуя создания более широкого и устойчивого фронта в Сирии, с учетом позиции России. Но, к сожалению, этот момент был упущен.

И партнеры Франции по ЕС будут учитывать это отсутствие подвижек — особенно Великобритания. Не нужно забывать, что в военно-техническом плане, в вопросах реагирования на кризисные ситуации, именно связка Париж-Лондон является ключевым элементом для безопасности Евросоюза.

Сильно изменил ситуацию и инцидент со сбитым российским Су-24. Потому что по поводу отношений между Турцией, Россией, НАТО принимать взвешенные, серьезные решения придется всем. И только потом надо принимать решения по Сирии.

– Вы упомянули о связке Париж-Лондон, а как в целом можно оценить уровень взаимодействия стран ЕС в предотвращении терактов? Достаточен ли он с учетом тех вызовов, что встают перед Евросоюзом?

– Это все очень относительно. Достаточным этот уровень не будет никогда и ни у кого. И, выступая с критикой в этом вопросе, надо быть очень аккуратным. Терроризм ведь развивается, методы меняются, терактов все больше. И вопрос в данном случае не только в том, поспевают за этими изменениями спецслужбы, или нет.

Конечно, проблемы в этой сфере есть, и европейцы пытаются их решать. Это серьезный вопрос, касающийся европейской интеграции. Во-первых, национальные государства должны более тщательно и умело работать на национальном уровне — только после этого можно начинать разговоры о какой-то координации.

Во-вторых, сама эта координация возможна лишь в достаточно ограниченных пределах – это связано с такими понятиями как национальный суверенитет, государственная тайна и т. п. Именно поэтому обмен разведывательной информацией, если он происходит, не ведется в рамках широких сообществ. Даже в НАТО этого не существует. Такой обмен ведется, как правило, на уровне межгосударственных соглашений, двусторонних, трехсторонних, и предполагает не стратегическое партнерство, а меры, которые принимаются в случае необходимости.

Сейчас европейцы хотят создавать специализированные агентства для борьбы, например, с киберугрозами; возможно, будут идеи и по другим направлениям, связанным с обеспечением внутренней безопасности. Но само по себе это проблем не решит. Достаточно вспомнить пример Интерпола — хорошая, работающая система, которая, тем не менее, лишь координирует деятельность уже имеющихся элементов. И главный вопрос в том, как работают сами эти элементы и насколько они готовы координировать свою деятельность друг с другом.

– Не секрет, что многие увязывают рост террористической угрозы в ЕС с так называемым миграционным кризисом Поможет ли ужесточение антииммиграционных мер снизить эту угрозу или же нет? Ведь, как мы видим, речь часто идет об уже имеющихся в ЕС «спящих» ячейках террористов.

– На самом деле, здесь два вопроса. Во-первых, надо ли принимать меры по ограничению миграционного потока? Разумеется, надо. Если идет волна миграции в Евросоюз, если ИГИЛ ведет войну с Европой, то только наивный человек может предполагать, что «Исламское государство» не воспользуется этим каналом, дабы достигнуть своих целей. Многие говорят о том, что, собственно, не игиловские боевики совершали теракты в Париже. Возможно, это и так, но у террористов существуют различные методы – мы знаем о координаторах, о «спящих агентах». Все это есть, это надо принимать во внимание и ни в коем случае не закрывать глаза на данную проблему.

Второй вопрос – если принимать меры относительно миграции, снизится ли угроза? Я бы ответил так — чтобы опасность хотя бы не росла, нужно в любом случае предпринимать серьезные действия. И тот факт, что теракты в Париже совершили представители второго-третьего поколения мигрантов, лишний раз доказывает: идеология терроризма развивается. И в этом смысле сама миграционная волна из очагов напряженности несет в себе именно идеологическую угрозу. Это не обязательно боевики, – это молодые люди, которые приедут, как до них приезжали другие, поселятся, но это будет среда, крайне восприимчивая к идеям исламского радикализма.

– После терактов меры безопасности в Европе были усилены, достаточно вспомнить Брюссель, где на несколько дней были закрыты школы, метро, — как бы Вы оценили эти шаги?

– С точки зрения проведения конкретных антитеррористических мероприятий ясно, что подобные меры необходимы. Даже для того, чтобы успокоить население. Представьте, если бы детям было разрешено идти в школу — как бы их отпускали родители? Естественно, слишком долго это продолжаться не может, улицы не должны вымирать из-за подобного рода угроз. Но внешнее восстановление нормальной жизни не означает снижения уровня контроля, оно должно быть сопряжено с сохранением мер безопасности, с тем, чтобы держать спецслужбы в тонусе. Нужно исходить из того, что теракты в Париже — не последние.

– Насколько велика вероятность повторения чего-то, подобного парижской трагедии? Логично, если террористы на фоне усиления мер безопасности решат затаиться, но логика в данном случае едва ли работает...

– Да, логики здесь вообще не существует. Если ее включать, то можно представить два сценария: затаиться-отлежаться или же продемонстрировать бессилие Европы, нанеся новые удары, в других точках. И, кстати, эти сценарии могут совмещаться. Конечно же, хотя недавние события затронули, в основном, Францию и Бельгию, нельзя исключать, что подготовка терактов ведется во многих странах.

– Можно ли выделить страны, находящиеся, скажем так, в группе риска?

– Я бы не стал показывать пальцем, это достаточно неприятное дело. Исключать нельзя никого, это Европа, и, как Вы сами сказали, логика в случае с террористами едва ли работает. Джихадисты воюют не только с Францией или Бельгией, они ведут борьбу со всей Европой. Другое дело, что в разных странах существуют разные возможности для осуществления терактов. Но сейчас, в свете произошедшего, ранжировать страны по таким критериям едва ли можно. Террористы рассчитывают на наибольший эффект. А эффект связан и с событиями — общественно-политический событийный ряд очень важен, надо смотреть, где происходят значимые встречи, крупные мероприятия. И, как мы понимаем, география здесь самая разнообразная.

Сюжет:

Теракты в Париже

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру