Женихи от политики

Какими обещаниями нас развлекут политики перед думскими выборами в кризисный год

Какими обещаниями нас развлекут политики перед думскими выборами в кризисный год

Вспоминая предвыборные обещания наших политиков, сразу натыкаешься на бородатый анекдот: «Ты же обещал на мне жениться!» — «Мало ли что я на тебе обещал!» Честно говоря, как вспомнишь наших женихов от политики, так вздрогнешь! И ведь абсолютно все избиратели в душе понимают, что ни одно предвыборное обещание никогда не будет исполнено, иначе зачем его давать, если можно было просто взять и сделать?! Но так устроена человеческая психика — человек обречен верить в лучшее, даже если для этого нет никаких причин. Надо только подтолкнуть электорат в нужном направлении, создать условия, ауру, искусственный ажиотаж — и все, птичка в клетке, избиратели в ловушке. И так было каждые четыре года, а теперь уже — каждые пять лет. Каждый электоральный цикл «Единая Россия» обещает населению золотые горы, сразу после выборов о них забывает, но в другой раз за нее снова исправно голосует большинство населения страны. Фальсификации? Не думаю. Скорее — манипуляции. Циничные, беспардонные, но красивые и даже изящные манипуляции общественным мнением. Политтехнологи от партии власти свято чтут Александра Сергеевича Пушкина и его заветы — «Ах, обмануть меня не трудно, / Я сам обманываться рад». Молодцы ребята, не зря едят свой хлеб!

Но пока с моей стороны это только слова, а теперь давайте обратимся к фактам. Давайте вспомним, что же нам с вами обещали Партия "Яблоко" в прошлые разы?

Накануне выборов 2003 года «Единая Россия» обещала, что к 2004-му население будет платить за тепло и электроэнергию в два раза меньше, в 2005-м каждый гражданин РФ получит свою долю от использования природных богатств, в 2006-м у каждого будет работа по профессии. В 2008 году каждая семья должна была получить собственное благоустроенное жилье.

На минуточку — сегодня уже 2016-й… У каждого из вас, конечно, уже открыт свой счет в банке, куда «Единая Россия» исправно перечисляет деньги от природной ренты, и, конечно, каждый из вас имеет свое собственное, комфортабельное жилье.

Еще одно важное обещание партии власти состояло в том, что «в результате значительного повышения пенсий и заработной платы, снижения инфляции (в 2011 году до 5%) Россия окончательно перестанет быть страной бедных людей». А теперь сухая статистика: число россиян с доходами ниже прожиточного минимума по состоянию на сентябрь 2015 года достигло 20,3 млн человек. В 2014 году число бедных составило 18 млн человек. Число бедных в январе—сентябре 2015 года составило 20,3 млн человек (14,1% от общей численности населения России). В 2014 году этот показатель составлял 18 млн человек (12,6% от населения). Таким образом, рост бедных россиян составил 2,3 млн человек. И это официальные цифры Росстата. О том, что же происходит в стране на самом деле, остается только догадываться.

Можно ли назвать все эти обещания ложью? Наверно, да. Но как красиво, согласитесь! Как чудовищна эта ложь и как она прекрасна! И как охотно избиратели в нее верят! И будут продолжать верить.

В этом смысле лучше всего себя чувствуют парламентское меньшинство и непарламентские партии. Они могут обещать вообще все что угодно, хоть луну с неба, а потом ничего не сделать и все свалить на проигранные выборы и партию власти. И вся прелесть в том, что это будет правдой. Об этом каждую неделю нам с вами и говорят партийные лидеры «второго эшелона» не моргнув глазом, да еще и с каменными лицами. С них вообще взятки гладки.

Тем не менее, несмотря на особенности человеческой памяти и психологии, обещания избирателям должны быть более-менее логичны, иначе конкуренты засмеют, превратят в клоунов. А там и до политического кладбища недалеко. И здесь мы с вами вступаем на новую электоральную почву. Ну согласитесь, как, например, партия «Яблоко» может вам пообещать подогнать на день рождения Дженнифер Лопес в коробке с бантиком, если у нее весь партийный бюджет меньше стоимости услуг актрисы за вечер? Или как, например, партия «Пенсионеров за справедливость» отправит всех пенсионеров на отдых в Египет, если у России авиасообщение с этой страной отсутствует? Можно, конечно, подарить всем по пропеллеру и превратить в Карлсонов, но для этого им придется затащить в свои ряды Гарри Поттера, что еще менее вероятно.

Раньше давать несбыточные обещания было хотя бы теоретически возможно, нефть стоила 120 долларов за баррель, инвестиции в страну лились рекой, Россия входила в 5 лучших экономик мира. А что сегодня? Как обещать то, что заранее невыполнимо? Да и ЧТО обещать?

Вариантов на самом деле не много. Но в любом случае политтехнологи будут делать так, чтобы эмоции у населения зашкаливали. В противовес здравому смыслу партийные лозунги скатятся в сферу иррационального. И здесь у партий, на мой взгляд, есть три пути: 1) найти внешнего врага; 2) найти внутреннего врага; 3) уйти в сферу коллективного бессознательного. Первый путь — это нагнетание ситуации вокруг сегодняшних недругов — руководителей Турция, США и Украина последние новости, накачивая, таким образом, до предела патриотическую составляющую как шину, которая в один момент может лопнуть. Второй путь — направить народный гнев, например, на мигрантов, которые якобы крадут рабочие места у россиян, или на чиновников, которые жируют в кризис (как не вспомнить Чубайса на корпоративе Роснано). Третий путь — уйти в архетипы и политическую мифологию.

Последний вариант — для тех, кто поумнее и подальновиднее, первые два — для тех, кто действует примитивнее. Стоит сказать, что поиск внешних или внутренних врагов — это не только тупиковый, но и очень опасный путь. Тупиковый — потому что нет никакого смысла уже завязанный узел затягивать еще сильнее, потом не развязать, что чревато, ведь это означает отсутствие пути назад. А опасный — потому что может повлечь за собой всплеск движения скинхедов, сжигания чучел российских чиновников или Джона Маккейна на Красной площади, тотальное ухудшение имиджа России во всем мире. Остается политическая мифология: красиво, эффективно, безопасно для страны.

Так что же такое архетип и с чем его едят? Использование архетипов — это уход в глубинные слои психики масс. Ну вот представьте себе, что ни с одним из жильцов дома у вас нет ничего общего: у вас разный социальный статус, увлечения, уровень культуры, профессия, достаток, образ жизни. Как политической партии зацепить весь дом одним слоганом? Правильно — найти то, что объединяет всех — уйти в коллективное бессознательное. Считается, что коллективное бессознательное является не индивидуальным, а общим опытом для всех людей и составляет основу сознания. В глубинных слоях коллективного бессознательного отражен опыт прошлых поколений, закрепляющийся в культурном архетипе.

Но как проникнуть в сферу коллективного бессознательного и задействовать архетип? Через эмоции. Бурю в стакане воды будут пытаться создать все кому не лень. Яркие зрелища, парады, акции, демонстрации, наполненные символами единства, марши, парад знамен, общее скандирование и т.п. — все это объединяет людей, создает толпу и будит необходимые эмоции. Для прикола в Москва могут заявить и санкционировать даже шествие готов или друидов, чтобы ошеломить зрителей и заставить их умирать со смеху всю неделю. Друиды, впрочем, как и готы, будут не настоящими. Не удивлюсь, если кто-нибудь организует несанкционированный парад трансвеститов с предложением объединить Россию с Таиландом или предложит ввести уголовную ответственность за ношение бороды. А это еще две недели пересудов, положительные эмоции избирателей, а значит, и их симпатии.

Как бы то ни было, мы с вами неизбежно станем свидетелями большого политического шоу, многосерийного зрелища, внедрения в общественное сознание политического мифа, в котором отчетливо проявится противостояние Света и Тьмы, Добра и Зла, Давида и Голиафа. Технология «дописывания» политического мифа заключается в том, чтобы образ героя (партии, политика) сделать органичным архетипичному образу героя, а образ врага должен соответствовать образу «чужого». Если партийным лидерам и политтехнологам ума хватит, то в образе врага предстанет масштабный кризис, который жизненно важно победить, объединив усилия всей страны. Если же нет, то основным врагом станет Обама (его преемник или преемница) или Эрдоган. Тогда мы станем свидетелями массовых разоблачений: Эрдоган, например, окажется латентным гомосексуалистом, а у Обамы обнаружат дальних родственников в племени людоедов, чем впоследствии объяснят особенности внешней и внутренней политики Белого дома, так как кровь-то одна.

Эффективной, зрелищной и безопасной для будущего страны могла бы стать кампания, посвященная борьбе партийных символов. Примером такой борьбы мог бы стать вызов, брошенный медведю, как символу «Единой России». В 2011 году такую кампанию планировала провести «Справедливая Россия», размышлявшая о том, чтобы взять на свои знамена амурского тигра, находящегося под личным патронажем Владимир Путин. Но символ так и не взяла, а вызов — так и не бросила. А как было бы красиво: состязание белого медведя и амурского тигра. Это похлеще тигра Амура и козла Тимура будет, на которых вся страна теперь смотрит с замиранием сердца!

Сегодня символ тигра свободен, впрочем, как и козла. У партий, а в настоящее время их в России аж 77, есть все шансы провести изящную и зрелищную избирательную кампанию, взяв опеку над козлом Тимуром, предложив впоследствии наградить его орденом Мужества или даже «За заслуги перед Отечеством».

Треш, скажете вы. И будете правы. Но именно такой информационный треш ожидает нас с вами в ближайшие восемь месяцев до выборов. Ведь в то, что депутаты смогут накормить народ, давно никто не верит, а вот зрелища ждут все. Точно так же, как все ждут Олимпиаду или чемпионат мира по футболу. Депутаты умеют куражиться и умеют развлекать. Поэтому, если людей оставить без хлеба, партиям им это простят, а вот если без зрелищ — никогда. Причем как избиратели, так и власть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру