- Я считаю, что Рамзан Кадыров выдает желаемое за действительное, – отметил руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий ЦЫГАНОК. – Судя по всему, он бы хотел иметь свой спецназ, и у него была подобная мысль (отправить спецназ в Сирию – «МК»), которая и выразилась в такой форме.
- Чем можно объяснить тот факт, что и МИД РФ, и Кремль дистанцируются от высказываний Кадырова? Уместны ли подобные заявления сегодня?
- Мы все знаем, что Кадыров является самым главным защитником Владимира Путина, ему многое прощают. Заявления его несвоевременны, потому что ситуация на Ближнем Востоке сложна, и мы не знаем, как она повернется. Слова Кадырова, думаю, приведут к обострению отношений Запада и России в связи с российской операцией в Сирии. Одно дело, когда говорит лицо неофициальное, другое дело — глава республики. Западные специалисты отслеживают эту информацию, и вполне могут решить: если Кадыров говорит о каких-то конкретных действиях, не было ли обсуждения их в российских верхах?
В то же время, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен БАГДАСАРОВ придерживается другой точки зрения:
- Насколько я понимаю, Кадыров говорил не о «чеченском спецназе», а о жителях Чечни в составе российского спецназа. – отметил он в беседе с «МК». – Честь и хвала этим людям, тем, кто воюет в Сирии против террористов. Я давно призывал к этому. К тому, что нам надо использовать некоторые нюансы, связанные с северокавказскими регионами: в частности то, что там много суфиев, и контакты с суфийскими структурами в Сирии и Ираке, чтобы они участвовали в ликвидации так называемых наших граждан, воюющих в рядах террористических группировок. Если такое решение наконец приняли — хорошо, лучше поздно, чем никогда.
- Как можно при подобном сценарии оценить реакцию на слова Кадырова со стороны российских властей?
- Не думаю, что Кадыров стал бы говорить просто так — зачем ему сочинять? Ну а официальная власть на то и официальная, чтобы долго обдумывать, что сказать.
Что же касается возможной реакции на слова Кадырова из-за границы, то, как считает Семен Багдасаров, зарубежным странам стоит вспомнить, сколько их граждан воюет на стороне террористов. России же важнее всего, что скажет российский народ: «Главное — создать мощный кулак для разгрома тех, кто воюет на стороне террористов. А реакция Запада — это вторично, третично...».