Чеченский «тортинг» против Каляпина

Злоба дня

Злоба дня
Член СПЧ Игорь Каляпин после нападения с тортом. «Пока мне непонятно, будет ли возбуждено уголовное дело», — сказал он «МК».

В четверг вечером в Грозном было совершено нападение на главу «Комитета по предотвращению пыток» Игоря Каляпина. Нападавшие использовали популярный метод — швырнули торт в лицо правозащитнику. В европейскую культуру «тортинг» вошел как комический трюк, в современных же российских реалиях он стал средством политического террора.

У тортометания долгая история. Еще в итальянской комедии дель арте — площадном театре — герои охотно кидались друг в друга тортами и другими продуктами питания. Расцвет комедийного приема пришелся на время немого кино. «Тортинг» стал отличительной чертой многих фильмов Чарли Чаплина и братьев Маркс, а апофеозом этой традиции стал фильм «Битва столетия» Клайда Брукмана, в финале которого великие комики того времени бросили друг в друга около четырех тысяч тортов.

«Тортинг» недавно запущенного российского производства сильно отличается от зарубежного. Своей жестокостью и безнаказанностью.

Да, большинство зарубежных знаменитостей реагировали на «тортинг» с иронией: Дэн Гликман (на тот момент был министром сельского хозяйства США) даже не пошел переодеваться, Билл Гейтс (глава «Майкрософта») лишь отметил, что худшее в этом происшествии — дрянной вкус торта, а известный кинорежиссер Жан-Люк Годар, напротив, восхитился вкусом сладости и назвал акцию данью памяти немому кинематографу.

Глава Microsoft corp Билл Гейтс после нападения с тортом. Его обидчик заплатил штраф за хулиганство.

Но государство никогда не оставляло эти происшествия без внимания: женщина, напавшая на Гликмана, была приговорена к двум годам заключения условно и 280 часам общественных работ, нападавшие на мэра Сан-Франциско были приговорены к трем месяцам тюрьмы, обидчик Билла Гейтса заплатил штраф за хулиганство.

В России торт — это уже не «символ» политического протеста, а средство политического террора, который становится визитной карточкой «чеченского гостеприимства». Сначала люди, говорившие по-чеченски, после того как Рамзан Кадыров опубликовал в Инстаграме видео с лидером ПАРНАС Михаилом Касьяновым под прицелом, напали с тортом на оппозиционного политика в московском ресторане: ударили по голове, кричали «враг России». Игоря Каляпина «терроризировали» еще более изощренно: сначала владелец отеля «Грозный сити» выселил его из оплаченного номера в отеле за то, что правозащитник «плохо говорит о Рамзане», потом толпа из 30 человек не подпускала его к выходу ровно до того момента, пока не подбежала «подмога», на выходе Каляпина забросали мукой, тортом, яйцами, зеленкой...

Без внимания эти происшествия государство не оставило, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков даже признал, что нападение на Каляпина «наверняка является продолжением хулиганской и достаточно опасной атаки, которая произошла до этого на границе с Ингушетией» (на прошлой неделе на границе Чечни и Ингушетии было совершено нападение на автобус с журналистами и правозащитниками, людей избили, автобус подожгли, возбуждено три уголовных дела). Жаль, что обеспокоенность выражается только на словах. Касьянову в возбуждении уголовного дела правоохранительные органы отказали, нападавшие не найдены. По нападению на Каляпина никакого уголовного дела пока тоже нет, проводится лишь «следственная проверка». И опять никаких виновных, никаких наказаний. Между двумя «тортингами» совершено страшное нападение на журналистов — где гарантии, что что-нибудь подобное не произойдет снова?

Глава СПЧ Михаил Федотов заявил, что Совет по правам человека после нападения на Игоря Каляпина связался с руководством МВД России и будет настаивать на возбуждении уголовного дела.

 

Игорь Каляпин, правозащитник, член Совета по правам человека при президенте, глава «Комитета по предотвращению пыток»:

— Все нападения на «Комитет по предотвращению пыток» в Чечне можно раскрыть за два часа. Так же, как и вчерашнюю демонстративную выходку. Понятно, кого и в какой последовательности допрашивать, вопрос в команде и в проявлении политической воли.

Мы работаем в шести регионах и везде занимаемся расследованием преступлений, которые связаны с пытками и похищениями людей. В Нижегородской области около 50 полицейских попали в тюрьму за применение пыток. Но я не могу представить себе ситуацию, чтобы губернатор Нижегородской области выступал по телевизору и обвинял меня в том, что я враг России. На уровне Северо-Кавказского федерального округа дела, которые ведут к правоохранительным органам, не расследуются. При этом Рамзан Ахматович регулярно выступает по телевидению и обвиняет меня в страшных преступлениях, и это абсолютная клевета.

Одной из целей моей поездки было предложить пресс-секретарю Кадырова провести пресс-конференцию, на которой ему можно будет задать вопрос: зачем науськивать людей, почему в Чечне нет ни одной оппозиционной партии, почему некоторые соцгруппы не представлены в политическом спектре, почему зачищается всякая инициатива снизу?

На сегодняшний день территория Чечни отдана под контроль главы республики, и ему сказано: делай что хочешь, лишь бы стрельбы не было.

Пока мне непонятно, будет ли возбуждено уголовное дело по вчерашнему инциденту, но я абсолютно убежден, что формальности не важны. Важно сейчас донести до руководства страны, до президента, что Рамзану нужно задать вопрос: зачем он это делает. По-моему, это вредно, это создает нехороший информационный фон. Это дискредитирует Чечню и Россию в целом как внутри страны, так и за ее пределами.

Мы продолжим юридическую работу на территории Чечни, мы не имеем права отказать в юридической помощи обратившимся к нам людям, у которых пропали родственники после общения с полицией.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27057 от 18 марта 2016

Заголовок в газете: Чеченский «тортинг» — осмысленный и беспощадный

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру