Эксперт рассказал о роли США в конфликте вокруг Нагорного Карабаха

"Велик соблазн применить оружие в деле"

В ночь на 2 апреля резко обострилась обстановка в Нагорном Карабахе. Обе стороны конфликта сообщают о тяжелых боях с применением авиации и артиллерии и о потерях – разумеется, со стороны противника. В чем причина внезапного размораживания армяно-азербайджанского конфликта, и почему оно произошло именно сейчас, синхронно с ростом напряженности на Донбассе и кризисом в отношениях России и Турции? Об этом размышляет политолог, эксперт фонда стратегической культуры Андрей Арешев.

"Велик соблазн применить оружие в деле"

- Что на этот раз произошло в Карабахе? Чем вызвано внезапное обострение конфликта?

- Насколько мы можем судить по поступающим из Нагорного Карабаха сообщениям, очередная попытка проникновения азербайджанской диверсионной группы на территорию республики была адекватным образом встречена армянской стороной и привела к расширению конфликта. Начались обстрелы армянских позиций с использованием вертолетов, тяжелой техники. Армия обороны Нагорного Карабаха предпринимает ответные меры. Уже сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что попытка застать армянскую сторону врасплох успехом не увенчалась и нападающая сторона несет значительные потери. Тем не менее ситуация достаточно серьезная. Потому что несмотря на то, что подобные попытки эскалации вооруженного конфликта предпринимались в последние годы неоднократно, именно эта сопровождается тяжелыми потерями и в очередной раз гибнет мирное население.

- Насколько велика опасность новой полномасштабной войны?

- О том, что ситуация серьезная, мы можем судить и по активизации международных посредников в лице Минской группы, которая срочно собирается на заседание. И по реакции российского руководства, интересам которого очередная эскалация напряженности вокруг Нагорного Карабаха категорически не соответствует. Россия заинтересована в том, чтобы стороны проявляли сдержанность и немедленно возобновили политические переговоры. Однако как этого добиться в ситуации, когда одна из сторон последовательно вела линию на скатывание к грани вооруженного противостояния, пока не очень понятно. Очевидно, что прежде, чем ситуация успокоится и вновь войдет в политические рамки, неизбежна некая эскалация вооруженной фазы конфликта.

- Там сейчас идут настоящие бои?

- В самом Степанакерте спокойно. Я бы не доверял слухам и сплетням в социальных сетях, но по официальным заявлениям Министерства обороны Армении и Нагорного Карабаха, имеют место достаточно серьезные перестрелки, артиллерийские дуэли, подбито несколько танков и летательных аппаратов противника. Соответствующие кадры, я думаю, будут в ближайшее время представлены пресс-службой Армии обороны НКР. Так что ситуация достаточно серьезная, но к этому в Армении и Нагорном Карабахе готовы всегда и неожиданностью случившееся в ночь на 2 апреля не стало.

- Это обострение может быть как-то связано с конфликтом РФ с Турцией? Это может быть провокацией Анкары?

- Будущее покажет, какое отношение к нынешней эскалации конфликта имеют внешние силы. К числу которых я бы относил не только Турцию, хотя ее интерес наиболее очевиден. Кстати, в некоторых аналитических прогнозах именно март и апрель как раз и указывался как наиболее опасный период. Я бы обратил внимание на противоречия между США и РФ на постсоветском пространстве. Стратегия США направлена на то, чтобы сдерживать где только можно так называемые «имперские амбиции» Кремля. Мы знаем, что накануне состоялась встреча госсекретаря Керри с Ильхамом Алиевым, на которой американский дипломат вновь выразил поддержку территориальной целостности Азербайджана. Мы помним, как развивались события накануне нападения Саакашвили на Южную Осетию в августе 2008 года, как в Тбилиси в июне ездила Кондолиза Райс. Так что влияние внешних сил я бы тоже не сбрасывал со счетов, и это вселяет дополнительную тревогу.

- Но те, кто стал орудием этих внешних сил, должны были бы помнить и то, как после неудачи в Южной Осетии от Саакашвили все отвернулись. Все западные лидеры с тех пор твердят, что это была его личная инициатива, а они тут не при чем…

- Да, мне не хотелось бы думать, что иные лидеры могут позволить себе попытаться повторить путь Саакашвили. Однако есть здесь и некая внутренняя логика: Азербайджан накопил достаточно серьезные запасы вооружений. Поэтому очень велик соблазн применить это оружие в деле. Та милитаристская истерия, которая раскручивалась в Азербайджане все эти годы, не могла не привести к изменениям в общественном сознании. На определенном этапе власти сами становятся заложниками провоцируемых ими настроений.

- Каковы перспективы развития конфликта?

- Мне кажется, что уже сейчас понятно, что у тех, кто срежессировал эту кровавую провокацию, ничего не получилось. Потому что армянская сторона не может позволить себе такой роскоши: провоцировать своих соседей собственной слабостью. К России это тоже относится. Поэтому прежде, чем ситуация вернется в русло мирных переговоров, очевидно, должна быть какая-то логика военного противостояния, чтобы та сторона, которая пытается решить вопросы силовым путем, осознала всю бесперспективность этого.

Следите за событиями в Нагорном Карабахе в нашей онлайн-трансляции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру