Поводом для первого уголовного дела стала статья в сентябрьском номере местной газеты (Ольга Ли — ее главный редактор) «Заявление о привлечении прокурора области Филимонова к уголовной ответственности», в которой предполагается, что по инициативе прокурора в отношении внештатного корреспондента издания было сфальсифицировано административное дело. Статья вызвала возмущение, но не прокурора, а судьи Шуровой, которая приговорила сотрудницу к трем дням ареста.
Второе уголовное дело, по сообщению СК, родилось после критического обращения Ольги Ли к президенту Владимиру Путину, в котором депутат заявляет, что игнорирование со стороны главы государства и генпрокурора требований отставки прокурора Курской области «свидетельствует о наличии преступного заговора в верхних эшелонах власти против собственного народа» и что поддержка президента в Курской области — всего 25%. «Распространенная информация направлена на возбуждение ненависти и вражды к деятельности всех должностных лиц вышеуказанных институтов государственной власти», — говорится в сообщении Следственного комитета.
В итоге два дела были объединены в одно производство. О подробностях «преступлений» мы расспросили саму Ольгу Ли.
— Скажите, пожалуйста, чем именно вызвано ваше недовольство судьей Шуровой?
— Год назад неизвестные, которых не устраивает деятельность прокурора Курской области Александра Филимонова, привели к зданию прокуратуры корову, которая символизировала священную корову правосудия. Я рядом записывала репортаж, а Анна подошла к корове и просто ее погладила, как делали сотни других прохожих. После этого к ней подошли сотрудники полиции и, не представившись, потащили ее в машину, она спрашивала, на каком основании, но ей ничего не объяснили, а потом приговорили к трем суткам ареста.
— Но можно понять и логику судьи, в статье написано, что на заседании она «вела себя как хабалка», вы обвиняете ее в том, что она признала вашу сотрудницу виновной еще до вынесения приговора, во время допроса.
— Статья написана не от моего лица, а от лица сотрудников, которые были в суде. В Интернете есть запись (размещена на странице Ли ВКонтакте. — Авт.), где судья еще до вынесения решения говорит, что Анна виновата, мы сочли это процессуальным нарушением. То, что судья вела себя, можно сказать, по-хамски — это просто оценка поведения.
— Вы и раньше говорили, что не имеете отношения к газетному номеру, в котором вышли «слова, которые относятся к судье». Как такое возможно, если вы — главный редактор, к тому же статья начинается со слов: «Я, Ольга Ли»?
— Статья только начинается с моего личного заявления о привлечении к уголовной ответственности прокурора, которое я направила в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет за три дня до этого. Информация о судебном процессе идет от лица сотрудников, они просто приложили к статье мое заявление. Кроме того, на момент выхода газеты я была в отпуске.
— А в чем состоят ваши претензии к прокурору?
— Я писала заявление о привлечении его к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий в форме бездействия.
— За несколько дней до того, как в отношении вас было возбуждено дело, у вас в соцсетях появилась запись, где вы говорите о «подробностях» дела, что кто-то из ваших «друзей» нашел скрин записи, в которой вы якобы согласились с репрессиями Сталина и поставили лайк под антисемитским постом... Какое это имеет отношение к делу?
— Да я думаю, что никакого. Я и до этого была уверена, что против меня будет возбуждено уголовное дело, поскольку прокуратура нацелена на то, чтобы не допустить меня до выборов.
— Но ведь дело-то возбудили из-за обращения к президенту, выходит, не оно стало причиной?
— Причиной стала моя деятельность в целом, обращение к президенту — это «последняя капля». До этого я направляла заявление в генпрокуратуру о деятельности прокурора, и, видимо, он решил сработать на опережение, выслужиться перед властью и отвести от себя огонь.
— А как вы получили данные, что рейтинг президента в Курской области не превышает 25%?
— Мы своими силами, без диктофонов, проводили опрос, опросили порядка 1000 человек, 500 в городе, 500 в области, получилось примерно такое соотношение.
— То есть это не социологическое исследование, а эксперимент.
— Конечно, при проведении социологических исследований люди боятся говорить, что они не поддерживают президента.
СПРАВКА "МК"
Наказание за клевету в отношении судьи (ч. 1 ст. 298.1 УК РФ) начинается со штрафа в размере до двух миллионов рублей и заканчивается обязательными работами на 360 часов.
Возбуждение ненависти либо вражды (ч. 1 ст. 282 УК РФ) наказывается штрафом в размере от ста тысяч до лишения свободы на 4 года. По этой статье трижды был осужден национал-социалист Максим Марцинкевич, известный как Тесак.
P.S. Ольга Ли ведет переговоры с партией «Яблоко» о своем выдвижении в Госдуму. Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила «МК», что решение о выдвижении Ли будет приниматься коллегиально на политическом комитете в ближайшие две недели.