Отставка премьера Турции: сменит ли Давутоглу зять Эрдогана

Эксперт: «Новый премьер-министр должен быть максимально лоялен президенту»

Турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу объявил в четверг, 5 мая, о своем намерении уйти в отставку. Этот шаг связывают с разногласиями по целому ряду внутриполитических и внешнеполитических вопросов между Давутоглу и президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Кто станет новым главой турецкого правительства? В средствах массовой информации и экспертном сообществе называют несколько имен возможных кандидатов.

Эксперт: «Новый премьер-министр должен быть максимально лоялен президенту»

В частности, как сообщил «МК» по телефону из Стамбула политолог Орхан Гафарлы, в качестве вероятных претендентов на пост главы кабинета министров Турции звучат имена министра транспорта Бинали Йылдыры, министра энергетики Берата Албайрака и вице-премьера Номана Куртулмуша.

В этом списке стоит обратить внимание на главу Министерства энергетики и природных ресурсов, являющегося «по совместительству» и зятем президента Турецкой Республики Эрдогана. 38-летний Берат Албайрак, ранее занимавший пост главы холдинга Çalık Holding (а до того американское отделение этой компании), Минэнерго Турции возглавил в ноябре прошлого года. Сын друга Эрдогана турецкого журналиста и политика Садыка Албайрака, он в 2004 году женился на Эсре Эрдоган. У четы родилось трое детей.

После прошлогодних выборов Берат Албайрак стал членом турецкого парламента от правящей Партии справедливости и развития, а через несколько месяцев стал министром в правительстве Давутоглу. Некоторые эксперты считают, что Эродоган растит из своего зятя человека, рассчитанного на высокие посты.

– Албайрак, по слухам, весьма вероятный кандидат на премьерскую должность, – комментирует «МК» по телефону из Турции востоковед Гумер Исаев. – С одной стороны, он занимает весьма важный пост министра энергетики, с другой – связан тесными семейными узами с президентом Эрдоганом. Все это подталкивает на подобные мысли о его будущем. Но пока стопроцентного кандидата не предложено, идут лишь спекуляции на тему, а Эрдоган и его партия могут подготовить сюрприз. Понятно, что человек, который придет, должен быть Эрдогану.

– Но если выбор все-таки действительно падет на Берата Албайрака, Эрдогана не будет смущать то, что это его родственник? Людям это может не понравиться...

- Есть такой феномен – непотизм. Или говоря по-русски, кумовство. На самом деле, в Турции происходит много странных сюжетов, которые могли бы привести к общественному беспокойству, но они воспринимаются обществом спокойно. Поэтому то, что место премьера займет человек, непосредственно связанный с действующим президентом, думаю, уже принято тем большинством, которое составляет электорат Эрдогана и доверяет ему. Возмущения тут не будет. Недавно были вбросы по поводу светского или религиозного характера Конституции, общество тестировалось на его отношение к тем или иным сюжетам, которые могли бы возмутить светскую часть населения. А тот электорат, который поддерживает АКР (правящая в Турции Партия справедливости и развития – «МК») и доверяет лично Эрдогану, может воспринять такое назначение как лишнее свидетельство тому, что тандем «президент–премьер» будет действовать в едином направлении, не будет внутренних расколов, когда президент говорит одно, а премьер-министр потом выступает в другом контексте. Для электората АКР (а это представители среднего класса, жители центральной Анатолии) это будет естественно. В любом случае, пока мы не можем быть полностью уверены, кто станет главой правительства. Но если министр энергетики мог бы подойти на эту должность как никто другой.

- Среди называемых в прессе имен никто не может сравниться по степени харизматичности с тем же Давутоглу. Наверное, Эрдогану и не нужен харизматичный деятель на премьерском посту?

– Безусловно. Более того, и Давутоглу с точки зрения харизмы не особенно мог проявить себя. Когда в свое время шла речь, кто станет премьер-министром, предполагали, что им будет Абдулла Гюль – и говорили, что Давутоглу не сравнится с Гюлем по уровню харизмы, авторитета и опыта. И тем не менее, сам по себе пост премьер-министра, человека, который (по крайней мере, юридически) является главным политиком в стране, уже сделал из Давутоглу персону, которая не могла быть уже чисто технической фигурой. Поэтому Давутоглу обрел функции и характеристики, которые стали уже угрожать Эрдогану. Но если говорить про всю партию и про всю систему, которая сложилась сейчас, то она имеет единственное острие в виде Эрдогана. И он не будет терпеть альтернативу с точки зрения харизматичности. Если уж Давутоглу называли не слишком-то харизматичным человеком, сравнивая с потенциальными кандидатами на его пост, то замысел главного кукловода здесь вполне очевиден: сделать так, чтобы на политическом пространстве была только одна звезда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру