«Сдавайте калаши и пальчики»: как российские военные «замиряют» сирийских боевиков

Тем, кто поневоле примкнул к террористам, помогают вернуться к обычной жизни

Российская авиация в Сирии снизила интенсивность боевых вылетов, однако продолжает уничтожать позиции международных террористов, помогая сирийской армии освобождать города и поселки. Вместе с тем российские военные активно участвуют в переговорах, которые помогают людям вернуться к мирной жизни. Уже несколько месяцев в сирийской Латакии, на авиабазе Хмеймим работает российский центр примирения. За его работой наблюдал наш специальный корреспондент.

Тем, кто поневоле примкнул к террористам, помогают вернуться к обычной жизни

За это время благодаря усилиям российских офицеров было подписано 92 соглашения о примирении, 52 отряда сдали оружие. Мы побывали в одном из сирийских поселков, где, благодаря нашим военным, удалось наладить мирную жизнь.

Дорога от авиабазы Хмеймим до небольшого поселка Каукаб в провинции Хама на машине занимает около трех часов. Видно, что сельскохозяйственные работы в Сирии сейчас в полном разгаре. На полях, обмотав лица красно-белыми платками, известными в России как “арафатки”, работают мужчины и женщины. Платки повязывают, чтобы защитить лица от палящего солнца. В Сирии в мае уже настоящее лето.

Хама, как и большинство сирийских провинций, живет сельским хозяйством. Желтые поля сменяются садами с арахисовыми кустами и оливковыми деревьями. Вот стадо баранов вальяжно переходит автомагистраль и создаёт небольшую пробку. Водители терпеливо ждут, когда пастух прогонит своих непрерывно блеющих “подопечных” с дороги.

О том, что в провинции идет война, напоминают, частые блокпосты сирийской армии, брустверы вдоль дороги, реактивные системы залпового огня “Град”, развернутые в полях.

На подъезде к селу идеально ровная дорога сменяется рытвинами и ухабами. Появляются полуразрушенные, обгоревшие дома - видно, что нормальной власти здесь уже не было довольно долго.

Центральная площадь поселка запружена людьми. Женщины, дети, мужчины с оружием и без размахивают сирийскими флагами и портретами президента страны и кричат какие то речевки, из которых можно уловить отдельные фразы: - “Сурия” (Сирия) и “Башар Асад”. Гвалт стоит такой, что расслышать собеседника можно, только стоя к нему очень близко. Видно, что люди не напоказ радуются наступившему наконец в их селе миру.

Внезапно на площади раздается громкий, ритмичный стук барабана и резкий звук сирийской дудки, выводящей национальную плясовую. Люди встречают музыкантов аплодисментами и одобрительными криками. Мужчины, обнявшись за плечи, начинают плясать национальный танец, напоминающий греческий сиртаки. Люди в сирийской военной форме, выписывая коленца, умудряются при этом потряхивать автоматами.

- Здесь был подписан договор о примирении, его подготовка велась почти месяц. Сейчас село полностью взято под контроль сирийской армии, - рассказал официальный представитель минобороны Игорь Конашенков. - Теперь она будет защищать село от боевиков. Все это стало возможно благодаря тому, что российские офицеры из центра примирения вели переговоры с обоими сторонами, чтобы достичь консенсуса и подписать это примирение. Здесь никаких  боевых действий теперь не будет.

На площади натянут импровизированный тент, под которым на белых пластиковых стульях восседают местные старейшины, представители сирийской армии и официальной власти. Собственно, здесь и происходит то, что вызвало у людей такую радость - подписание перемирия и сдача оружия боевиками, которые не захотели больше воевать на стороне террористов.

Мужчины, лица которых замотаны “арафатками”, по одному сдают представителю сирийской прокуратуры автоматы Калашникова, ставят свои подписи и отпечаток большого пальца под документо, получают официальную бумагу. Теперь с них сняты все обвинения в терроризме, можно начинать новую жизнь.

История небольшого поселка Каукаб, где жили около пяти тысяч человек, напоминает истории сотен таких поселений по всей Сирии. Люди жили, работали, растили детей, затем в село пришли боевики и стали устанавливать такие порядки, что жители похватав первое, что попало под руку, убегали из своих домов. Названия террористических группировок, захватывающих села, могут меняться,  но смысл остается один - тотальная борьба с инакомыслием, жесткие зачистки всех недовольных, грабежи и убийства.

Село раньше было не бедным, жители занимались сельским хозяйством - выращивали бобовые культуры, рожь, пшеницу, арахис, баклажаны - в общем, все, что могла дать сирийская земля.

«Два года назад, мы жили здесь мирно и вдруг пришли боевики, и говорят: уходите из своих домов - рассказывает Авод Мухаммад, благообразный седой старик в очках и национальной белой арабской рубахе до пят. - Я здесь прожил всю свою жизнь и решил остаться, будь что будет». Однако боевики не оставили семью старика в покое, и предупредили, что если он не уйдет, то дом сожгут, а всех его родственников убьют. Пришлось, погрузить семью на трактор и уехать, бросив все.

«В селе оставались те, кто доказал свою лояльность боевикам. А у меня сын служит в сирийской армии, я для них был как кость в горле. Мне несколько раз предлагали заставить сына дезертировать, но я отказался это делать. Он сам выбрал свою судьбу и сам должен за себя отвечать», - вздыхает Мухаммад. При воспоминании о сыне, на его лице появляется грустная улыбка.

На вопрос, кто же здесь сдает оружие, если все люди из Каукаба убежали, старик пояснил, что это жители села, которые по тем или иным причинам примкнули к боевикам. Кого заманили, посулив большие деньги, кого заставили примкнуть к террористам угрозами и шантажом. В селе уже около ста человек, устав от войны, сложили оружие и вернулись к мирной жизни.

«Мы ведь крестьяне, мы должны на земле работать, а не воевать и убивать», - подытоживает Мохаммад. Затем, помахав рукой и улыбнувшись, он направился к  КАМАЗам, с которых российские военнослужащие стали раздавать жителям поселка гуманитарную помощь.

Очередь к грузовикам выстроилась нешуточная. Как правило, российские продукты - это единственное, что могут себе позволить люди, у которых не осталось “ни кола, ни двора”.

Женщина с тремя детьми стоит в очереди за “гуманитаркой”. Зубайда убежала из поселка, когда там появились боевики, и несколько лет жила в городе Хама. Вернулась домой, а он разрушен, сейчас последние деньги приходится отдавать за сьем жилья. «Русские продукты очень выручают, а детям нравятся ваши сладости», - вздыхает женщина.

Такие грустные истории жители Каукаба могут рассказывать часами, однако, несмотря на то, что группы боевиков еще остаются километрах в пяти от поселка, люди верят, что больше  здесь они не появятся, дома будут восстановлены, а крестьяне займутся одним из самых трудных, но почетных дел на земле - будут выращивать хлеб.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27099 от 13 мая 2016

Заголовок в газете: Мирный подарок для Хама

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру