Президенты стран ШОС обсудили перспективы вступления Ирана и Афганистана

А наши эксперты дали свои прогнозы

В Ташкенте в пятницу завершился саммит ШОС. Президенты “шестерки” (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан, Узбекистан) обсудили последствия прошлогоднего, как говорят в Кремле, “исторического” решения о расширении организации, а именно оформление членства Индии и Пакистана, и перспективы вступления в организацию Ирана. Неожиданнным стало заявление председателя Китая о готовности рассмотреть и заявку Афганистана.

А наши эксперты дали свои прогнозы

Иран с 2005 года является наблюдателем при Шанхайской организации сотрудничества.

Российская сторона, которая, в отличие от остальных участников, считает ШОС не только экономическим, но и политическим союзом, еще в прошлом году высказывалась за одобрение заявки Исламской Республики. Но на саммите в Уфе решению вопроса препятствала пробуксовка переговоров по иранской ядерной пррограмме: по правилам ШОС страна, находящаяся под санкциями ООН, не может претендовать на членство.

В пользу присоединения Ирана, помимо Владимира Путина, высказались президенты Киргизии и Казахстана. Не против и Китай — вместе с Россией он доминирует в организации.

Однако глава Китая Си Цзиньпин заявил, что готов вместе с другими рассматривать не только заявку Ирана, но и заявку Афганистана (страна получила статус наблюдателя при ШОС в 2012 году).

Мнения экспертов

Владимир САЖИН, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН: «Для России было бы неплохо, еслди бы Иран вступил в ШОС: он занимает очень важное положене в регионе, у нас близки позиции по многи политическим аспектам: по Афганистану, по борьбе с истламистским терроризмом, неприсутствию иностранных вооруженных сил в регионе Кавказа и Каспийского моря.

Но до снятия санкций Иран очень хотел вступить в ШОС, ему нужен был этот политико-дипломатический зонтик. Сейчас угроза исчезла, и вместе с ней исчезла нужда Ирана быть членом ШОС.

Иран стал ориентироваться на Запад, на ЕС. Ему нужны высокие технологии и огромные иностранные инвестиции. Вряд ли кто-то из членов ШОС, кроме Китая, может обеспечить это.

Не думаю, что в ближайшее время Иран станет полноценным членом ШОС”.

Андрей КАЗАНЦЕВ, директор аналитического центра в составе Института международных исследований МГИМО, доктор политических наук: “У России сейчас достаточно хорошие отношения с Ираном, и вступление Ирана в ШОС просто приведет к тому, что отношения эти станут немного лучше.

Расширение организации существенно осложняет принятие решений. Вступление Ирана эту процедуру осложнит еще больше, понятно, что у него тоже есть свои интересы.

Членство Афганистана в ШОС повлечет за собой только дополнительные проблемы, ситуация в стране все-таки очень тяжелая. В таком случае у стран ШОС - в особенности у России, Китая, Индии и Пакистана - появится больше оснований и обязательств для вмешательства в афганские дела с целью их урегулирования. Но это вмешательство произойдет в любом случае. Потому что роль американцев в контроле над Афганистаном снижается, американские войска не будут находиться там вечно. Когда они уйдут, обязательства по стабилизации Афганистана лягут на соседние государства”.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27134 от 25 июня 2016

Заголовок в газете: Шире ШОС

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру