"Аппетит приходит во время еды": Совфед одобрил "антитеррористический" пакет Яровой

Совет Федерации сегодня одобрил «антитеррористический» пакет законопроектов Яровой Озерова, который, как предупреждал ряд политиков и экспертов, в том числе и в самом Совфеде, нанесет удар по развитию индустрии связи в России. Кроме того, пакет вводит уголовную ответственность за терроризм и массовые беспорядки с 14 лет, а также усложняет миссионерскую деятельность в РФ.

"Аппетит приходит во время еды": Совфед одобрил "антитеррористический" пакет Яровой

Соавтор пакета наряду с депутатом ГД Ириной Яровой, сенатор Виктор Озеров заявил, что в наиболее спорных пунктах пакета законопроектов законодатели шли «по тонкому льду», так как «одни юристы говорили, что можно, а другие — что нельзя» вводить нормы о лишении гражданства и усложнении правил въезда и выезда в РФ. В итоге от этих норм было решено избавиться.

При этом во всех остальных пунктах Озеров посчитал закон необходимым, отметив, что законодатели пошли на уступки операторам связи, разрешив им хранить информацию из переписки граждан не 3 года, а 6 месяцев.

Читайте мнение Кремля о скандальных законах.

Отметим, что, таким образом, операторы будут вынуждены хранить 157 миллиардов Гигабайтов данных, на что потратят 2,2 триллиона рублей (при дефиците федерального бюджета РФ в 2,36 миллиарда рублей в 2016 году). Кроме того, из всего этого массива данных от 30 до 50% информации являются зашифрованным трафиком, который правоохранительные органы не смогут прочитать. (На последний тезис Озеров заметил, что «наши сотрудники» ФСБ нуждаются лишь в предоставлении возможности расшифровать информации, а дальше уже «их дело».)

Озеров, рассказывая об этой поправке, сослался на опыт других стран. Опытом европейских стран он аргументировал и снижение возраста уголовной за террористические преступления, умолчав о таком же снижении наказания и за массовые беспорядки, вводимом законом. При этом спикер Совфеда Валентина Матвиенко напомнила ему, что в США возраст уголовной ответственности наступает в 10 лет, однако сенатор заявил, что пример США ему «неприятен».

«Аппетит приходит во время еды, но дорога ложка к обеду», — завершил выступление сенатор.

В вопросах к Озерову сенатор Антон Беляков отметил, что не понимает необходимости понижения уголовной ответственности до 14 лет, так как по судебной статистике за терроризм в РФ не осуждались в последние годы не только дети, но и молодые люди. Также он удивился тому, что «член международной террористической группировки» будет осужден за произведенный в России теракт слабее, чем за него же, но произведенный зарубежом. Конкретных ответов ему, однако, получить не удалось.

Беляков добавил, что законопроект о сотовой связи предполагает хранение всей информации из переписки, тогда как на Западе речь идет лишь о биллинге. По его мнению, документ посвящен не борьбе с терроризмом, а тотальной слежке за гражданами и поддержке Силиконовой долины, так как оборудование для хранения информации будет закупаться в США.

Читайте, почему Кортневу нравятся законы Яровой.

На еще один вопрос от коллег — о суммах, которые потратят операторы потратят на хранение данных — Озеров заявил, что не знает конкретных расчетов, никогда не слышал об операторе Tele2, однако по московскому региону, по его данным, затраты обойдутся примерно в 42 миллиарда рублей. Тем не менее, точных расчетов, подчеркнула и спикер Совфеда Валентина Матвиенко, нет.

Высказали сенаторы озабоченность и тем, что из-за того, что серверное оборудование, на котором будет хранится информация, будет произведено не в России, информация о переписке россиян сможет «утечь туда». На это Озеров возразил, что «100% гарантий может дать только Господь Бог», однако российским правоохранителям и их компетенции он доверяет. Матвиенко же предложила «помечтать», что когда-то данные можно будет хранить и на отечественном оборудовании, при этом глава «Ростеха» Сергей Чемезов якобы пообещал, что его компания сможет обеспечить снабжение провайдеров необходимым оборудованием.

Читайте обращение интеллигенции к Путину по скандальным законам.

Высказал озабоченность антитеррористическим пакетом и сенатор от Татарстана Олег Морозов (ранее экс-президент республики Минтимер Шаймиев призвал сенаторов отклонить пакет): он предположил, что прописанные ограничения миссионерской деятельности предполагают невозможность проводить религиозные обряды вне культовых сооружений среди тех, кто не имеет отношения к религии (т. е., например, молиться в кругу семьи). На это Озеров возразил, что запрет не распространяется на традиционные для религий РФ обряды.

Ярую поддержку законопроектам выразила и сенатор Елена Мизулина, отметившая, что главная угроза для детей России — это интернет. Она рассказала о «группах альтернативной реальности», которые появляются в соцсетях и склоняют детей к самоубийству, причем найти такие группы сложно из-за шифрованного трафика мессенджеров (шифрованный Мизулина назвала «фильтрованным»). «Россия — это страна, которая способна решать невозможные задачи. Это особенность нас, россиян. Когда мы оказываемся в ситуации отсутствия выбора, мы аккумулируем свои усилия». Мизулина выразила уверенность, что к 2018 году, времени вступления закона в силу, все необходимые технологии в России будут.

Впрочем, согласились с Мизулиной и Озеровым далеко не все. Так, сенатор Николай Пожитков напомнил, что в России нет необходимого оборудования, а законопроекты об операторах связи «ставят нас в зависимость от иноземцев». Кроме того, он выразил сомнение в том, что к 2018 году эта ситуация каким-либо образом изменится. Его поддержала и сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева, отметившая, что хранение всего объема переписки всех россиян превратится в хранение спама и информационного шума. Причем, как отметили оба политика, это ударит по экономике операторов связи и приведет к «схлопыванию отрасли связи» из-за финансовых потерь.

Дискуссия продолжилась выступлением сенатора от Северной Осетии Таймураза Мамсурова, который заявил, что «человеколюбы должны понять» необходимость принятия законов: «Гуманизма у нас вполне достаточно», — заявил он, отметив, что террористов в России, к его сожалению, пока не лишают гражданства и не казнят, а «разгулу демократии» в законодательстве, которое должно быть жестким, не место.

В итоге за первый (собственно антитеррористический) закон проголосовал 151 сенатор, 4 воздержались, против не было ни одного. За второй законопроект (о хранении данных) высказался 141 человек, 5 были против, 9 воздержались.

Напомним, что сегодня СФ рассматривает сразу 160 законопроектов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру