- Верите ли вы в достоверность сообщения о кончине Александра Потеева?
- Сегодня никто не ответил однозначно на вопрос, так это или нет. Надо понимать, что американские спецслужбы нередко предпринимают усилия по дополнительной «зашифровке» перебежчиков и могли запустить дезу о смерти Потеева.
- Но первым эту информацию сообщило российское СМИ, а не американское — что было бы логичнее, если бы именно американцы хотели дать такую дезинформацию...
- Схема активных мероприятий может осуществляться разными способами, информацию для большего правдоподобия могли распространить и через родственников Потеева.
– Предположим, Потеев действительно мертв. Могли ли его ликвидировать наши спецслужбы?
- Категорически исключено. Начиная с 1961 года наша разведка и спецслужбы полностью отказались от, скажем так, острых мероприятий за пределами страны. Тогда, после устранения одного из лидеров ОУН Ребета и Степана Бандеры и бегства на Запад их убийцы Сташинского в структуре внешней разведки был упразднен 13-й отдел, занимавшийся закордонными ликвидациями.
- Ну а как же, например, отравление Александра Литвиненко?
- А российские спецслужбы здесь при чем?
- Хорошо, ваша позиция здесь понятна и дискутировать, наверное, не имеет смысла. Но вы ведь не будете отрицать, что многие перебежчики скончались за границей далеко не в преклонном возрасте. Потееву, кстати, 64 года.
- Практика показывает, что большинство перебежчиков, изменивших родине, как правило, заканчивают свою судьбу плачевно. Это никак не связано с «длинными руками» наших спецслужб.
Западные спецслужбы быстро теряют к перебежчикам интерес. Некоторые предатели даже судились потом с тамошними властям, требуя для себя дополнительного вознаграждения или становились там фигурантами уголовных дел. Например, сбежавший в Великобританию 1991 году сотрудник внешней разведки Михаил Бутков впоследствии был обвинен в мошенничестве, вымогательстве денег и получил три года тюрьмы
Я помню слова покойного ныне начальника внешней разведки КГБ СССР Леонида Шебаршина: «Ни один перебежчик не чувствует себя спокойно и живет с ощущением страха и полной опустошенности».
Трудно найти хотя бы один пример, когда сбежавший за рубеж предатель обрел бы счастье. Кто-то рано умирает, кто-то спивается, кто-то оказывается в тюрьме, кто-то кончает свои дни в доме престарелых, как это произошло с попросившим в 1954 году политического убежища в Австралии Владимиром Петровым.
- Потеев сбежал в США в 2010 году, тогда же в Штатах задержали наших разведчиков. Но из ставших достоянием общественности материалов заочного суда над Потеевым следует, что он работал на американцев с 90-х годов, нанеся таким образом нашей разведке огромный ущерб. Если сравнить этот ущерб с уроном от действий других перебежчиков — на какое место вы поставили бы Потеева?
- В первую пятерку я бы лично его не поставил. В девяностые были предатели, предоставившие западным спецслужбам больший объем информации — например, полковник внешней разведки Александр Запорожский, которого американцы завербовали в 1995 году или офицер СВР Сергей Третьяков, ставший двойным агентом с 1997 года и сбежавший в Штаты в 2000-м. Информация, которую Потеев сдал США, наложилась на сведения от Запорожского и Третьякова, таким образом интересам и национальной безопасности России был нанесен беспрецедентный ущерб.
P.S. Сергей Третьяков, получивший гражданство США, умер в 2010 году в возрасте 54 лет, подавившись куском мяса. Александр Запорожский после задержания в Москве в 2001 году и приговора в 18 лет тюрьмы за госизмену был обменян в 2010 году на российских разведчиков, которых выдал Потеев. Сейчас Запорожский живет в Штатах с семьей.
Читайте материал: Звезда и смерть Александра Потеева: что мы знаем о перебежчике