Наиболее развернутый анализ ситуации дал член «Партии Прогресса» Леонид Волков. Он обратил внимание на то, что параллельно с подписанием пакета Путин также дал поручение «утвердить порядок сертификации средств шифрования при передаче сообщений, <...> а также порядок передачи ключей шифрования» в ФСБ.
Волков отметил, что выполнить это указание технически невозможно: в современных мессенджерах, для слежки за сообщениями в которых, по его мнению, и разработан один из двух законов пакета, ключи шифрования находятся на устройствах пользователей, а не у операторов.
Также Волков напомнил, что указы о сертификации средств шифрования в России были изданы еще в первой половине 90-х годов., таким образом, этот порядок существует уже более 20 лет.
Политик указал на то, что закон, по его мнению, нарушает сразу две статьи Конституции — 23 и 24, в которых говорится о неприкосновенности частной жизни и переписки граждан и о запрете на сбор информации об этой жизни без их согласия.
Другой аспект проблемы отметил политолог Глеб Павловский: он обратил внимание на сообщение о падении стоимости акций сотовых операторов, последовавшее за подписанием законов, в связи с чем написал: «Зачем стране сотовые операторы, пока есть голубиная почта? Летите, голуби, летите».
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков, на протяжении последних месяцев выступавший против принятия пакета Яровой, иронически приветствовал «дивный новый мир с дорогущим интернетом, тюрьмами для детей и глобальной слежкой». На его запись отреагировал главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, предположивший, что закон разрабатывала не сама Ирина Яровая, а Совет безопасности.
Читайте, как Совфед голосовал за "антитеррористический пакет".
Бизнесмен в области IT Александр Литреев поделился мрачным прогнозом о том, что в ближайшем будущем Россию покинут множество светлых голов и выразил уверенность, что отечественное оборудование для хранения данных будет в десятки раз дороже импортного.
Не менее резко против законов выступили и многие СМИ. Так, «Ведомости» посоветовали свои читателям вспомнить сегодняшний день, когда им придет утроенный счет за связь.
Своеобразный же итог дискуссии вокруг законов подвела юрист ФБК Любовь Соболь, перефразировавшая известную фразу детского омбудсмена Павла Астахова: «Ну что, как в интернете посидели?».
Напомним, что провайдеры еще перед принятием законов предупреждали, что в результате отрасль связи в РФ не сможет развиваться и не будет платить налог на прибыль в течение десяти лет, так как все доходы будут идти на покупку мощностей для хранения пользовательских данных.
Подробный анализ невыполнимых новшеств - в статье нашего парламентского корреспондента "Путин подписал "пакет Яровой" , дополнив его экстренными поручениями"