Женщины во власти: британского премьера будут звать Тереза или Андреа

Представительницы прекрасного пола все чаще становятся мировыми политиками — и неспроста

В Великобритании определились финалисты – или, если угодно, финалистки, – гонки за пост главы правительства страны. Ими стали министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй и младший министр энергетики Андреа Лидсом – они получили голоса 199 и 84 членов парламента соответственно. Ожидается, что имя нового главы кабмина Великобритании станет известно 9 сентября. Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что британское правительство во второй раз – после Маргарет Тэтчер – возглавит женщина. Что вписывается и в условную тенденцию: немцы уже не раз подтверждали свое доверие Ангеле Меркель, в США велики шансы занять президентское кресло у Хиллари Клинтон, Хелен Кларк или Ирине Боковой прочат пост генсека ООН...

Представительницы прекрасного пола все чаще становятся мировыми политиками — и неспроста
На фото: Тереза Мэй

Тереза Мэй в Великобритании пользуется расположением не только коллег по партии из числа парламентариев — лидирует она и по опросам общественного мнения. Что же касается британских политических кругов, то в них твердо уверены – Мэй обладает достаточной компетенцией для поста премьер-министра. И поспорить с этим трудно.

Пост главы министерства внутренних дел она занимает уже 6 лет, – срок немалый, особенно с поправкой на специфику ведомства (а британские силовики справедливо считаются одними из наиболее профессиональных в Европе). Кроме того, два года из шести Мэй совмещала обязанности главы МВД с должностью министра по делам женщин и равноправия.

Сама она также не скромничает, заявляя, что способна сплотить правящую Консервативную партию и готова взять на себя бремя главы правительства в столь непростой для Соединенного Королевства период.

Как известно, проблема избрания нового премьера встала в Великобритании после заявления нынешнего главы кабмина Дэвида Кэмерона о желании уйти в отставку. Такое решение он принял в связи с победой евроскептиков, высказавшихся за выход королевства из Евросоюза (так называемый Brexit) на референдуме 23 июня.

Интересно, что Мэй во время подготовки к голосованию по Brexit поддержала Кэмерона, призывавшего сохранить членство в ЕС. Однако, в отличие от действующего премьера, которого многие по следам его заявления об отставке обвинили в малодушии, глава МВД не разменивается на лишние движения. «Brexit означает Brexit», – заявляет она, давая понять, что не стоит уповать на «повторный референдум», на возможное несогласие парламента с итогами голосования, «вето» королевы и прочие реалистичные и не слишком способы «сдать назад».

Твердость характера Мэй, вкупе с ее высокими шансами занять пост премьера уже привели к тому, что некоторые преждевременно сравнивают ее с «Железной леди» Маргарет Тэтчер, однако здесь уместной будет банальность «поживем — увидим».

Кто именно займет пост премьера Великобритании — Мэй или Лидсом – станет известно 9 сентября. До этого момента полторы сотни тысяч членов Консервативной партии по почте будут отдавать свои голоса за одну из дам, чьи кандидатуры сперва должны были утвердить члены парламента.

На фото: Андреа Лидсом

Пока ясно, что шансы Лидсом невысоки. Возможно, виной тому скандал 2014 года. Тогда Лидсом занимала пост экономического секретаря Казначейства Великобритании – в прессе появились обвинения относительно злоупотребления ею служебным положением и использования офшорных схем в интересах компании ее супруга Бена Лидсома.

Кроме того, большую роль может сыграть и ее взгляды на Brexit. В отличие от Мэй, Лидсом с самого начала политической дискуссии о Brexit находилась в лагере противников членства Великобритании в ЕС. Логично предположить , что для тех, кто голосовал за сохранение статус-кво, персона Мэй, пусть и с оговорками, будет более приемлема, чем Лидсом.

Как бы то ни было, никого сегодня особо не удивишь тем, что главами государств и правительств становятся дамы. А ведь женское избирательное право было впервые введено по историческим меркам недавно: в 1893 г. в Новой Зеландии.

Так что если не считать женщин-монархов, то на выборных постах дамыы вервые стали появляться во второй половине ХХ века. Первой в мире женщиной-главой государства на избираемой должности стала Сухбатарын Янжима, ставшая в 1953–1954 гг. исполняющей обязанности председателя президиума Великого народного хурала Монгольской Народной Республики. А вот первой женщиной-президентом стала в 1974 году Исабель Перон, возглавившая Аргентину после смерти ее мужа Хуана Перона (она была при нем вице-президентом – практически как жена Фрэнка Андервуда из культового телесериала «Карточный домик», выдвинувшаяся на президентские выборы в связке с супругом). Но вот первой избранной в президенты женщиной стала исландка Вигдис Финнбогадоттир в 1980 году – она же первая в мире женщина-лидер, чей отец или муж не был государственным лидером одновременно с ней. В Исландии же впервые в мире в 2009 году президентом стала открытая лесбиянка Йоханна Сигурдардоттир, заключившая к тому же (опять-таки первой среди президентов) однополый брак во время нахождения на посту главы государства.

Первая женщина-премьер-министр появилась в Азии – ей в 1960 году стала на Цейлоне (ныне Шри-Ланка) Сиримаво Бандаранаике. В этой же стране в 1994 впервые в мире получилось так, что и президентом, и премьер-министром стали дамы.

В Европе первая женщина во главе кабинета министров появилась гораздо позже, чем в Азии – в 1979 году правительство Соединенного Королевства возглавила Маргарет Тэтчер.

В Соединенных Штатах женщина главой государства/правительства еще никогда не была, но такой шанс, как всем известно, есть у демократки, экс-госсекретаря и бывшей первой леди Америки Хиллари Клинтон. Социологические опросы показывают, что американцы наконец-то созрели до того, что готовы видеть представительницу прекрасного пола хозяйкой Белого дома. Подавляющее большинство участников опросов за то, чтобы президентом США стала женщина.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру