Армия уходит в горы

Каковы задачи наших военных учений на Кавказе

Внезапная проверка, объявленная Верховным главнокомандующим 25-го и завершившаяся 31 августа, стала прелюдией к стратегическим командно-штабным учениям «Кавказ-2016», которые стартуют 5 сентября. По словам министра обороны Сергея Шойгу, в ходе этих учений на фоне непростой международной военно-политической обстановки «предстоит оценить наши возможности по защите национальных интересов на Юго-Западном стратегическом направлении».

Каковы задачи наших военных учений на Кавказе
На учениях «Кавказ-2016» танкисты и мотострелки выполнят стрельбы на незнакомых полигонах Южного военного округа. Фото: mil.ru

Как ранее заявляли в Минобороны, в ходе этих учений планируется проверить реальное состояние боевой и мобилизационной готовности войск и сил Южного военного округа (ЮВО) и провести апробацию новых форм применения и способов действий войск с учетом современного опыта ведения боевых действий. По словам командующего войсками ЮВО генерал-полковника Александра Галкина, основное внимание будет уделено взаимодействию воздушной, морской и сухопутной составляющих межвидовой группировки войск, вопросам массовой переброски личного состава и техники на большие расстояния, а также действиям подразделений в условиях горной местности.

И здесь хотелось бы еще раз подчеркнуть: учения «Кавказ-2016» плановые. О них руководство военного ведомства рассказало журналистам еще в начале года. Однако, несмотря на это, ряд в первую очередь иностранных СМИ настойчиво пытается связать усиление группировки наших войск на юге страны не с проведением там плановых маневров, а с реакцией российского руководства на недавний инцидент с задержанием украинских диверсантов, пытавшихся прорваться в Крым для организации терактов.

Благодаря этому учениям «Кавказ-2016» придается яркий политический окрас, что сразу оправдывает нервную реакцию НАТО и Киева. Представители альянса, к примеру, заявляют, что концентрацией наших войск на юго-западе страны (заметьте: нашей собственной страны) мы, оказывается, «подрываем стабильность в регионе». Более того, Россия якобы использует учения «для сокрытия развертывания вооружений на Украине». Сама же Украина, точнее, ее президент Петр Порошенко и председатель Верховной рады Андрей Парубий, под предлогом этой угрозы экстренно занялись, как они всерьез объявили, «разработкой планов всеобщей мобилизации и развертывания территориальной обороны вплоть до организации партизанского движения по всей стране».

3 сентября на сайте украинского минобороны появилась информация о том, что на Украине срочно начался призыв резервистов. Планируется, что более восьми тысяч человек пройдут военную переподготовку, а затем — учения, главная цель которых — «отработка механизма оперативного доукомплектования частей и соединений силами резерва в случае агрессии».

Агрессия, надо полагать, ожидается со стороны Москвы, буквально со дня на день, непосредственно во время проведения учений в ЮВО. Киев, похоже, не сомневается, что и сам ЮВО был сформирован исключительно лишь для того, чтобы стать плацдармом для нападения России на Незалежную.

В связи с этим хотелось бы напомнить (в первую очередь тем, у кого плохо с географией), что ЮВО — это не только Крым или территории, непосредственно прилегающие к российско-украинской границе. Войска ЮВО дислоцированы в таких субъектах России, как Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, а также Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области и только потом уже — в Крыму и Севастополе. На территории ЮВО расположены также и три российские военные базы — в Южной Осетии, Абхазии и Армении.

И это все те самые территории, которые в последнее время из-за возрастания террористических угроз на юге со стороны ИГ (запрещенная в России организация) вполне обоснованно вызывают у российских силовиков куда большее беспокойство, чем Крым или Украина, о которых так пекутся в НАТО.

Территория Украины при подготовке учений «Кавказ-2016», похоже, даже особо и не рассматривалась как потенциальный театр военных действий. Во всяком случае, еще в январе на брифинге в Ростове командующий ЮВО, рассказывая журналистам о предстоящих в сентябре маневрах «Кавказ-2016», сказал так: «Войска и силы должны отработать вопросы боевого взаимодействия и эффективных действий в горной местности с учетом роста террористических угроз в регионе». Согласитесь, отличие существенное: бои с террористами в горах мало чем напоминают войну с партизанами в степях Украины.

Но для Киева все это, видимо, оказалось не столь уж важным. Главное, что истерика, поднятая по поводу внезапной проверки и учений «Кавказ-2016», быстро возымела успех: на прошлой неделе ряд западных СМИ сообщил об утверждении в США военного бюджета, предусматривающего финансирование ряда программ по укреплению обороноспособности Украины. Одновременно в Брюсселе Агентство НАТО по поддержке и снабжению заключило с минобороны Украины соглашение о покупке-продаже материально-технических средств для ВСУ.

Трудно сказать, что из этих закупок перепадет формируемым Киевом отрядам украинских партизан, но в том, что немалая их часть очень быстро всплывет где-нибудь в отрядах боевиков у сирийско-турецкой границы, сомневаться не приходится.

Одной из задач учений станет проверка новой техники в условиях учебного боя. Фото: mil.ru

■ ■ ■

Любые крупномасштабные маневры — это всегда не только проверка реальной боеготовности войск, но еще и демонстрация военной мощи государства своему потенциальному противнику. Чем ярче эта демонстрация, тем громче противник выражает свое недовольство. Судя по нынешней реакции представителей НАТО, нынешние учения Российской армии их впечатлили серьезно.

Впечатлиться действительно было чем: осуществлялась переброска войск на большие расстояния — свыше 2000 км — авиационным, железнодорожным и морским транспортом, с тем чтобы танковые, мотострелковые и артиллерийские подразделения выполнили стрельбы на незнакомых полигонах ЮВО. Зенитные ракетные полки на полигонах Ашулук и Капустин Яр провели пуски ракет по мишеням различного класса. Авиация, рассредоточенная на оперативных аэродромах, нанесла ракетно-бомбовые удары по условным наземным целям. Экипажи боевых кораблей Черноморского флота и Каспийской флотилии выполнили совместные стрельбы из корабельных артиллерийских установок. И все это лишь внезапная проверка — прелюдия к командно-штабным учениям «Кавказ-2016». Так каким же тогда будет масштаб самих учений?

После всего этого командующий вооруженными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес, не выдержав, заявил: «Россия действительно смогла бы сгладить опасения и обеспечить некую стабильность, если бы пригласила наблюдателей. Откровенно говоря, это бы сильно помогло снизить беспокойство. Учениям не хватает прозрачности!»

В российском военном ведомстве от «прозрачности» открещиваться не стали: пригласили иностранных военных атташе, аккредитованных в Москве, посетить 9 сентября активный этап стратегического учения «Кавказ-2016». Как заявили в Минобороны, «атташе будут доставлены к месту проведения учения самолетом военно-транспортной авиации. У зарубежных военных дипломатов будет возможность наблюдать за практической фазой действий войск (сил) на СКШУ. Для них также проведут брифинг о целях и задачах учения».

А задач решить предстоит немало. Одной из них станет проверка новой техники в условиях учебного боя. К примеру, на полигоне Прудбой под Волгоградом во время форсирования Дона танкисты и мотострелки испытают новые понтонные катера БМК. Внешне они похожи на обычные моторные лодки с двухместной кабиной, но по своим техническим возможностям абсолютно незаменимы для возведения понтонных переправ. По словам военных, такую технику они не заказывали промышленности более 20 лет и теперь хотели бы испытать ее в реальных боевых условиях.

На учениях будет расширена и сеть полигонов. Так, на крымском полигоне Опук впервые за последние 15 лет состоятся стрельбы ПВО. Напомню: полигон Опук получил печальную известность после того, как 4 октября 2001 года украинские зенитчики, выполнявшие здесь во время учений пуски, ракетой дальнего комплекса С-200 сбили над Черным морем самолет авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Все находившиеся на его борту 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа — погибли.

С тех пор на Крымском полуострове стрельбы ПВО больше не проводились. И вот теперь, когда полигон перешел в ведение российских ВКС, на учениях «Кавказ-2016» тут впервые будут стрелять новейшие комплексы ПРО-ПВО С-400 «Триумф», поставленные недавно на вооружение полков 4-й армии ВВС и ПВО, дислоцированной в ЮВО.

В стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2016» будут также задействованы абсолютно все соединения и части Черноморского флота (ЧФ). Подготовку к этим маневрам командующий флотом еще в начале года объявил приоритетной задачей. По его словам, участие в этом масштабном учении позволит ЧФ «выйти на новый уровень взаимодействия морской, сухопутной и воздушной составляющих межвидовой группировки войск».

■ ■ ■

Взаимодействие — это, можно сказать, вообще ключевое слово нынешних учений. Одной из главных задач, заявленных для отработки на маневрах, стали именно вопросы взаимодействия. В том числе органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти. В последние годы практически все крупномасштабные учения, проводимые Минобороны, решают эту задачу, объявляя ее приоритетной.

На сей раз органы военного управления совместно с федеральными структурами исполнительной власти должны отработать вопросы перевода ряда предприятий ВПК на военное время, а также провести мобилизационные мероприятия по призыву граждан из запаса, в том числе резервистов, с целью формирования воинских частей территориальной обороны.

Так, например, в преддверии учений «Кавказ-2016» на Кубани, в Буденновске, на базе 205-й отдельной мотострелковой казачьей бригады впервые был сформирован полк территориальной обороны, укомплектованный резервистами — жителями Ставропольского края. Во время сборов — они прошли в последние три недели, предшествующие учениям, — резервисты восстанавливали и усовершенствовали свои воинские навыки. Планируется, что личный состав сформированного полка территориальной обороны будет задействован в учениях «Кавказ-2016».

Впервые в практике подобных маневров к их проведению привлекаются финансовые структуры Минфина и Центробанка России. Причем для комплектования финансово-экономических служб по штату военного времени из резерва призвали офицеров запаса, приписанных на финансово-экономические должности.

Как рассказала на селекторном совещании заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова, в ходе учения разыгрывается ситуация, когда получено информационное сообщение о прекращении функционирования Единого расчетного центра Минобороны РФ в результате действия диверсионно-разведывательных групп. В связи с чем организована работа по использованию резервной базы данных Национального центра управления обороной РФ, что позволит своевременно выплатить денежное довольствие военнослужащим ЮВО через счета, которые открыты для них в полевых учреждениях Банка России. В целях устойчивого расчетно-кассового обслуживания развернуто пять полевых учреждений Банка России по месту нахождения воинских формирований.

В целом, как считает ряд военных экспертов, задачи, которые должны решаться на учениях «Кавказ-2016», могут стать наиболее важными и масштабными за последние 20 лет. Кроме того, до конца этого года в войска ЮВО планируется поставить более полутора тысяч новых образцов вооружения, ряд из которых пройдет проверку боем уже на этих сентябрьских маневрах. В результате оснащенная самыми современными системами вооружения, с отлаженным управлением, проверенная в учениях межвидовая войсковая группировка, созданная на южных границах России, уже в самое ближайшее время может стать самой боеспособной из всех существующих на сегодня в Российской армии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру