Госдума готовится заслушать отчет правительства о положении в образовании

Васильева ответит за Ливанова

20 октября Комитет по образованию Госдумы заслушал проект доклада правительства о реализации госполитики в сфере образования в 2015 году. Пикантность ситуации в том, что отчет о деятельности прежнего министра Ливанова новой Думе должна представить нынешняя глава ведомства Ольга Васильева. А она, как говорят в Думе, вовсе не в восторге от этой перспективы.

Васильева ответит за Ливанова
Фото: government_ru

Проект правительственного отчета перед депутатами о состоянии дел в отечественном образовании представил замминистра образования и науки Александр Повалко: «Отважный Александр Борисович!» — задал тон обсуждению глава комитета Вячеслав Никонов.

По версии министерства, в отрасли в целом все хорошо. Проблема очередей в садики для детей 3–7 лет, как и велел президент, решена на 99%, а кое-где и на все 100% (правда, детей моложе 3 лет не может пристроить 25%, или 150 тыс., семей), а рост родительской платы за дошколку удалось удержать на уровне 10% (хотя и не везде, что вызвало негативную реакцию на местах, признал чиновник).

Школа благополучно переходит на новые образовательные стандарты: в этом году вслед за началкой процесс охватил уже 5-е и 6-е классы, а само начальное образование в России признано международными экспертами лучшим в мире. Запущен проект «Российская электронная школа», виртуальные уроки которой для ребят из любой точки страны ведут лучшие учителя России. Скандалы с ЕГЭ (хотя дискуссия о его целесообразности не утихает) практически сошли на нет. Власти же тем временем бьются за создание 6 млн дополнительных мест в школе, ибо из-за демографического бума вплоть до 2024 года число школьников будет расти.

В этом плане проблема действительно есть, признался «отважный» чиновник депутатам: «Ребята учатся во 2-ю, а в последние годы и в 3-ю смену, которая раньше исчезла. Вы же понимаете, что для создания 6 млн новых мест требуются огромные, фантастические деньги! А в 2015 году на эти цели было выделено 25 млрд руб., и в этом году столько же, хотя, чтобы выдержать темп, этого не хватит».

Зато больше детей стали посещать кружки и секции: к 2020 году их будет 70–75% от общего числа учащихся, а в 2015-м стало 67%, что на 11% больше, чем в 2014-м. (Впрочем, дальнейший рост ставит под вопрос возврат 2-й и 3-й смен, ибо существенная часть внеучебки сейчас перенесена в школы, и ей негде развернуться.) Процесс слияния вузов притормозили. Да и с учительскими зарплатами ситуация «позитивная — по крайней мере статистически», — оговорился Повалко.

Увы, складывающийся «позитив» быстро развеяли депутаты.

2-я и 3-я смены — это не самое страшное, констатировала замглавы комитета Любовь Духанина: «Гораздо опаснее, что множество детей учится в аварийных школах, а из 100 млрд, выделенных ранее на решение этой проблемы, срезаны 75 млрд. Значит, к 2018 году, как планировалось раньше, нам этой проблемы не решить?» Ответа представителя министерства не последовало.

«Электронная школа», по данным члена комитета Алены Аршиновой, тоже не работает как надо: «Записаны уроки только для 5-х классов, хотя должна была быть уже вся линейка. При этом педагоги на местах и не подозревают об этом проекте, а в школах в глубинке нет ни компьютеров, ни Интернета». А уж повышение квалификации учителей и вовсе чистая фикция: «Министерство отчитывается, что оно было. А те, кто должны были его пройти, не в курсе этого. Одно хорошо, — констатировала она, — от ЕГЭ, к счастью, скоро ничего не останется, кроме названия».

Отчеты на всех уровнях, подключились остальные депутаты, и в самом деле не отражают реального положения вещей. Вот, скажем, Ульяновская область отчиталась, что выполнила президентский указ по обеспечению детей местами в детских садах. Но какой ценой? В садики, рассчитанные на 240 человек, набрали по 380. А из всех имеющихся школ более 50% — аварийные. Причем даже когда удается чудом выбить деньги на строительство новых, реализовать эту возможность нельзя: по существующим правилам школу надо построить от и до в течение календарного года. А так как средства приходят лишь к осени, то незачем их даже просить.

После доработки замечательный доклад будет представлен на пленарном заседании Госдумы. Правда, не стоит забывать, что он был подготовлен не этим, а прежним руководством Минобрнауки, напомнил Никонов. А новый министр не только не несет за него никакой ответственности, но и не одобряет его настолько, «что даже не очень хочет представлять его на Государственной думе».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27235 от 21 октября 2016

Заголовок в газете: Васильева ответит за Ливанова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру