Судьбу пророссийского кандидата Додона на выборах президента Молдавии решит «болото»

Также в ситуацию могут вмешаться местные олигархи

Президентские выборы в Молдавии продолжаются. Уже ясно, что без второго тура не обойдется. Глава социалистов Игорь Додон лидирует с 48,23% голосов, его оппонентка, представляющая объединенные «правые силы» страны Майя Санду, отстает от него почти на 10%.

Додон — политик, ориентированный на Россию. Санду — на Запад. Кто победит?

Разрыв между кандидитами — не критический. Поэтому исход президентской гонки в Молдавии зависит от того, чей электорат окажется собраннее. Или же от того, удастся ли правящей олигархической верхушке страны протащить свои «правила игры».

Также в ситуацию могут вмешаться местные олигархи
Игорь Додон

Сейчас все начинают прикидывать, каковы шансы двух кандидатов-победителей во втором туре. Игорь Додон — известный политик, с устоявшейся репутацией и электоратом. С одной стороны, это плюс. Его 48% сторонников никуда не денутся.

С другой, возможно он исчерпал весь свой электоральный ресурс. Ведь в 2011 году на выборах в примары Кишинева он проиграл представителю «евроинтеграторов» Дорину Киртоакэ, набрав те же 49 процентов.

Правда, с того времени Альянс европейских сил оглушительно дискредитировал себя различными коррупционными скандалами. Самым громким их которых считается пропажа кредитного миллиарда евро, выделенного стране Евросоюзом. В результате расследования выяснилось, что деньги разошлись по счетам структур, подведомственных правительству.

Это вызвало всплеск негодования в молдавском обществе, и с января 2016 года в Кишиневе начались массовые митинги. Одним из руководителей протеста был как раз Игорь Додон. Однако он все же относится к «правящей молдавской когорте». Поскольку при Воронине был министром экономики, а после его фракция входила в правящее большинство молдавского парламента. То есть граждане, которые хотели бы полной смены надоевшей элиты, в нем своего представителя не видят. Хотя сейчас вопрос стоит так — куда пойдет Молдавия?

Додон зовет в Таможенный союз и к сближению с Россией. Майя Санду напротив - в Евросоюз. Хотя она политик начинающий, на посту министра просвещения уже отметилась жестким контролем за проведением национальных экзаменов. В результате чего в последние годы в ВУЗах страны наблюдается существенный недобор.

Кроме того, под ее началом был разработан новый Кодекс об образовании, предусматривающий обязательное обучение английскому языку. В то же время русский предлагалось изучать в школах факультативно. Менялась и система школьного управления. Директорам дозволялось занимать должность лишь два срока подряд. Понятно, что столь радикальные меры не всем были по вкусу.

Санду — сторонница жесткой евроинтеграции. Она выпускница Гарвардского института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди. Два года была советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне. То есть она как раз тот кандидат, на которого поставил так называемый «вашингтонский обком». Вопрос, сколько граждан Молдавии готовы ее поддержать? Если суммировать голоса всех не прошедших во второй тур «евроинтеграторов», то наскребется от силы дополнительных 6% голосов. То есть, ее «потолок» - 44%.

Впрочем, здесь есть два существенных «но». Во-первых, не известно каков будет расклад, если до избирательных участков дойдут те, кто сейчас решил пренебречь голосованием. Ведь явка в минувшие выходные не достигла даже 50%. По данным ЦИК Молдавии, на выборы пришли лишь 49,03% избирателей. И за кого будет голосовать это «болото», если вдруг решит поучаствовать — не известно.

Фактор номер два — влияние олигархов. Допустят ли они, чтобы власть в стране перешла к тем, кого они не контролируют? В Молдавии твердо уверены, что исход выборов зависит от «серого кардинала» молдавской политики — олигарха Плахотнюка. Санду называют его кандидатом. Говорят, она ходит в его штаб на консультации, как к себе домой. Вопрос — насколько всесилен Плахотнюк?

Межвыборную ситуацию в стране «МК» прояснил руководитель общественной организации «Родина – Евразийский союз» Игорь Тулянцев.

- Вопрос стоит так: дадут ли Додону набрать голоса и не натянут ли недостающий рейтинг Майе Санду? Я уже неоднократно говорил, что судьбу выборов решает не народ страны, а главный олигарх Плахотнюк, который к тому же посматривает на Вашингтон и потом принимает решение. Сейчас идут своего рода «торги на бирже». Молдавия, увы, является элементом этой геополитической биржи. Если Плахотнюку зажмут что-нибудь в дверном проеме, то он сделает все, что нужно «вашингтонскому обкому». И тогда, подчеркну, назначат, а не изберут того, кто будет лоялен этому режиму.

- А народ Молдавии согласится с этим «назначением»? Ведь сейчас предпочтения избирателей читаются легко. Большинство все же за Додона.

- Нынешняя власть сделала все возможное, чтобы народ Молдавии разочаровался в протестах. Вы же знаете, в начале этого года в стране проходили массовые протесты против антинародного олигархического режима. И этот режим бросил кость в виде прямых выборов президента. Но народ разочарован в лидерах протеста, которые не довели дело до конца и не свергли эту власть. А стали играть по ее правилам.

Напомним, что сейчас и.о.президента Молдавии является Николае Тимфоти, избранный парламентом страны. В марте этого года система выборов в Молдавии была изменена — впервые за 20 лет они стали прямыми.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27244 от 1 ноября 2016

Заголовок в газете: На каком языке заговорит Молдавия?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру