Улюкаев мало взял: $2 млн — «уровень сельской администрации»

Эксперты оценили сумму, вымогательство которой инкриминируют экс-министру

Два месяца назад при обыске у арестованного замглавы антикоррупционного управления МВД Дмитрия Захарченко нашли деньги и ценности на 120 миллионов долларов. Размер взятки, которую, по версии следствия, получил уже бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев, значительно меньше — «всего» 2 миллиона долларов. «Некрупной» взятку назвал и генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International Россия» Антон Поминов.

Он добавил, что это скорее «уровень сельской администрации», а не министра. Два миллиона долларов — это много или мало? Мы попробовали разобраться.

Эксперты оценили сумму, вымогательство которой инкриминируют экс-министру

Коррупцию можно разделить на два вида. «Бытовая» возникает при обычном взаимодействии власти и граждан — взятки врачам, преподавателям, сотрудникам ГАИ и так далее. «Деловая» же возникает при взаимодействии власти и бизнеса. К последней как раз и относится кейс Улюкаева и «Роснефти».

Ответить на вопрос о среднем размере взятки и в первом, и во втором случаях непросто.

Оценку суммы взяток по России озвучивает, например, МВД. По данным за прошлый год, средний размер взятки в стране составил 172,9 тысячи рублей, в Москве — 654 тысячи рублей. Но здесь учитываются далеко не все существующие в природе взятки, а только те, которые выявили сотрудники правоохранительных органов. Понять, сколько в среднем берет условный чиновник, а сколько — условный гаишник, никак нельзя.

В исследованиях Фонда «Индем» разделены данные по «бытовой» и «деловой» коррупции — впрочем, они довольно давние. Согласно им, средний размер «бытовой» взятки в 2010 году составил 5285 рублей, а средний размер «деловой» в 2005 году — 137,23 тысячи долларов. Каков размер «деловой» взятки сегодня, история умалчивает, подобные исследования в последнее время проводило Минэкономразвития, однако их результатов в публичном доступе нет.

Но опять же понять, сколько в среднем берет условный чиновник «сельской администрации», сколько берет условный чиновник регионального уровня, а сколько министр, — из этих данных никак нельзя. Даже если предположить, что средний размер «деловой» взятки за 10 лет никак не изменился (что очень вряд ли).

Отсюда следует, что при помощи официальных данных ответить на вопрос, поставленный в начале материала, нельзя.

Антон Поминов сказал «МК», что основывался на документах, с которыми в Transparency International несколько лет назад обратился заявитель, когда говорил о размере взятки на уровне «сельской администрации».

«Если вам нужно купить участок земли, то вы можете сделать это двумя способами. Открыть специальный сайт или объявление в газете и купить его на рынке. Или поучаствовать в торгах по продаже государственного или муниципального имущества, — пояснил Поминов. — Участие в торгах на распределение земли, например, может принести вам существенные выгоды, если торги будут объявлены специально для вас. Вы покупаете землю не по рыночной цене, а по той цене, по которой вам ее продаст администрация, и вы на этом очень неплохо заработаете».

По словам директора центра, если у администрации «есть что-то вкусненькое продать», то в месяц коррупционная выручка может доходить до миллиона. Он уточнил, что речь может идти о регионах, в которых земля стоит дорого, например Москва, Санкт-Петербург или Краснодар.

В пользу того, что 2 миллиона долларов — «небольшая» взятка для уровня министра, свидетельствует и высказывание эксперта Московского Центра Карнеги Константина Гаазе. Он подсчитал, что взятка, которую, по версии следствия, получил Улюкаев — это примерно 0,04% от суммы сделки. «В лучших традициях московского лоббизма. Небольшая сумма за, как говорят опытные толкачи, «ноги и амортизацию ботинок», — пишет эксперт.

«Учитывая сумму сделки и начальную позицию министра по этому вопросу — это, конечно, мало, — считает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Варвара Васильева. — Если говорить в терминах китайского понимания коррупции, то 1–2% от суммы сделки — это не коррупция, а платеж, способствующий продвижению».

Кроме того, Антон Поминов высказал предположение, что уголовное дело в отношении министра Улюкаева является «подставой».

«Улюкаев фигурирует в Панамском архиве с документами десятилетней давности, то есть слова «офшор», Британские Виргинские острова были известны ему, вернее его 21-летнему сыну еще 10 лет назад, - пояснил он «МК». (В расследовании Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) на базе документов, получивших название «Панамский архив» утверждается, что сын, а затем супруга Улюкаева возглавляли офшорную компанию на Британских Виргинских островах в период его работы первым зампредом Центробанка).

«Если вам нужно условно подкупить министра, то, с высокой вероятностью, одна компания с Британских Виргинских островов получит часть другой компании где-нибудь на Кипре. Но почему-то вдруг Улюкаева ловят с наличными деньгами», - сказал Поминов.

АНЕКДОТ ДНЯ

Они там, в СИЗО, скоро свое правительство смогут создать. Три губернатора, генералы СК, вот и министр подъехал...

В связи с делом Улюкаева эксперты рассказали о чемоданах денег

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Дело Алексея Улюкаева

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27256 от 17 ноября 2016

Заголовок в газете: Взятка 2 миллиона долларов — это уровень «сельской администрации»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру