Владимир Пучков выступил в ООН: российские спасатели объединяют мир

Глава МЧС России предложил построить Глобальную сеть взаимопомощи в гуманитарных операциях

Россия предложила объединить все мировые кризисные центры, участвующие в международных гуманитарных операциях, в единую Глобальную сеть. Такую инициативу во время рабочего визита на пленарном заседании в рамках 71 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в США озвучил глава МЧС России Владимир Пучков. Такой шаг, по его мнению, позволит эффективнее бороться с природными катаклизмами, терроризмом и гуманитарными катастрофами.

«МК» приводит полный текст выступления Главы МЧС Владимира Пучкова на пленарном заседании по вопросу «Укрепление координации в области гуманитарной помощи и помощи в случае стихийных бедствий, предоставляемой ООН, включая специальную экономическую помощь».

Глава МЧС России предложил построить Глобальную сеть взаимопомощи в гуманитарных операциях

«Уважаемый господин Председатель!

Дамы и господа!

Тема моего выступления: «Возрастающая роль России в международной системе чрезвычайного гуманитарного реагирования и перспективы ее развития на современном этапе».

Человечество в XXI веке столкнулось с серьезными вызовами глобального характера.

Увеличиваются количество и масштабы стихийных бедствий, землетрясений, наводнений, цунами, извержений вулканов, ураганов, засух, природных пожаров и других катаклизмов.

Изменение климата на планете, экологические проблемы, урбанизация, а также старение инфраструктуры усугубляют эти негативные тенденции, что в свою очередь резко увеличивает масштабы потерь и нарушает условия жизнедеятельности населения на значительных территориях.

Возрастают техногенные риски, которые приводят к серьезным авариям.

Активное внедрение в нашу жизнь цифровых технологий и современных коммуникаций несет в себе свои дополнительные опасности.

Глобальная террористическая угроза охватывает все новые регионы, происходит эскалация вооруженных конфликтов, растет экстремизм. Это провоцирует массовые потоки мигрантов и тяжелые гуманитарные кризисы.

Практический опыт показывает, что последствия крупномасштабных катастроф могут быть таковы, что даже самым развитым государствам будет тяжело эффективно и в короткий срок справиться с ними в одиночку.

Поэтому вопросы совершенствования международной системы чрезвычайного гуманитарного реагирования приобретают особую актуальность.

Российская Федерация открыта для мира и готова выстраивать свои отношения с другими государствами на основе доверия, уважения, равноправного партнерства и взаимопомощи. Россия признает необходимость формирования справедливой международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем в соответствии с нормами международного права при возрастающей центральной и координирующей роли ООН.

Международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров и катастроф в современных условиях способствует сближению народов и гармонизации отношений между странами. Оно позволяет налаживать добрососедские связи и содействует достижению целей устойчивого развития.

В настоящее время в России по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина энергично наращивает свой потенциал Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. МЧС России возглавляет эту систему и занимается формированием и реализацией государственной политики в области безопасности жизнедеятельности населения на федеральном, региональном и местном уровнях.

В МЧС России в постоянной готовности к реагированию находятся многопрофильные пожарно-спасательные и другие подразделения, способные работать в автономном режиме и осуществлять весь комплекс задач по спасению людей и оказанию им необходимой помощи. МЧС имеет собственную многоцелевую авиацию, что позволяет оперативно доставлять спасателей и медиков, оборудование и гуманитарные грузы не только во все регионы необъятной России, но и в любую точку земного шара, а также успешно бороться с природными пожарами и решать самые сложные чрезвычайные задачи.

На данный момент во всем мире только подразделения МЧС России имеют одновременно аттестацию Международной консультативной группы ООН по поиску и спасению (ИНСАРАГ) как поисково-спасательные отряды, отвечающие самым высоким международным стандартам, и аттестацию Всемирной организации здравоохранения для международного реагирования в формате полевых госпиталей и чрезвычайных медицинских бригад.

За четверть века российскими спасателями проведено более 450 международных операций, в том числе около 300 наиболее крупных и значимых мероприятий, отвечающих интересам международного гуманитарного сообщества. Миллионы людей в зоне бедствия получили практическую помощь из рук российских спасателей. Только в текущем году МЧС России осуществило свыше 40 международных гуманитарных операций, оказав помощь более чем 10 государствам.

Корпус сил МЧС России осуществил в последние годы гуманитарные и спасательные операции в Афганистане, Израиле, Италии, Индии, Индонезии, Иране, Ираке, Йемене, Китае, КНДР, Ливане, Македонии, Непале, Пакистане, Португалии, Турции, Чили, Шри-Ланке, Украине, Эквадоре, Японии и других странах.

Россия принимала международную помощь для ликвидации последствий разрушительных землетрясений, катастрофических наводнений и борьбы с лесными пожарами на своей территории.

Это позволило нам приобрести ценный опыт, сделать необходимые выводы, сформировать современный облик МЧС России и утвердить план развития до 2020 года и на перспективу.

Кроме того, Россия является надежным донором Центрального фонда чрезвычайного реагирования ООН. Общий размер наших взносов достиг 10 млн. долл. США. Мы предоставляем экспертов для Группы ООН по оценке последствий стихийных бедствий и координации реагирования (ЮНДАК), спонсируем подготовку и участие в полевых миссиях специалистов из развивающихся стран.

МЧС России активно продвигает методологию ИНСАРАГ на пространстве СНГ и реализует проекты по укреплению потенциала Всемирной организации здравоохранения в сфере чрезвычайной готовности.

Российская Федерация становится одним из крупнейших доноров Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), Программы развития ООН (ПРООН), Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ).

МЧС является стратегическим партнером Международной организации гражданской обороны и играет большую роль в ее укреплении и развитии.

Только за последние три года Россия направила через международные организации более 250 млн. долл. США на преодоление последствий гуманитарных кризисов и оказание срочной продовольственной и медицинской помощи населению, пострадавшему в результате конфликтных ситуаций и стихийных бедствий в разных регионах мира. Планируем продолжать эту работу.

МЧС России активно обменивается передовым опытом в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с партнерами по ШОС, БРИКС и АТЭС.

Уважаемые дамы и господа!

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая с этой трибуны в сентябре 2015 года, отметил необходимость оказания международным сообществом всесторонней поддержки «попавшим в трудное положение странам». При этом он подчеркнул, что «любая помощь суверенным государствам должна не навязываться, а предлагаться и исключительно в соответствии с Уставом ООН».

Он заявил, что «Россия верит в громадный потенциал ООН», призвал «руководствоваться общими ценностями и объединить усилия для решения стоящих перед нами проблем».

Российская Федерация готова активно участвовать в работе по развитию международной системы чрезвычайного гуманитарного реагирования и предлагает определить для этого следующие перспективные направления:

Во-первых, Россия поддерживает идею укрепления и возрастания центральной роли ООН в международной гуманитарной деятельности. При этом необходимо сохранить базовые принципы гуманности, нейтральности, беспристрастности, независимости, уважения суверенитета и согласия принимающего государства, которые универсальны и объединяют все заинтересованные стороны.

Полагаем, что последовательная реализация Сендайской рамочной программы действий по уменьшению опасности бедствий на 2015-2030 г.г. должна стать одним из ключевых элементов укрепления международной гуманитарной системы.

Во-вторых, Российская Федерация предлагает выстроить новую экономическую модель оказания международной гуманитарной помощи. Считаем, что она должна быть основана на том, что страны, инспирировавшие конфликты, обязаны нести первоочередную ответственность, в том числе финансовую, за оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Также необходимо снижать административные расходы. Сейчас доля этих расходов в бюджете гуманитарных проектов международных организаций может достигать 70 %. Получается, что международное донорское сообщество, в основном «кормит» не голодающее население, а благотворительные организации.

Потребности в международной гуманитарной помощи увеличились за последнее десятилетие более чем в 6 раз. При этом расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий составляют в международном гуманитарном бюджете не более 5 %. Все остальные потребности связаны с конфликтами и затянувшимися кризисами, которые привели к подъему терроризма и экстремизма, вызвали массовые миграционные потоки. Считаем, что урегулирование и предотвращение конфликтов является основным способом снижения нагрузки на международную гуманитарную систему.

В-третьих, МЧС России предлагает осуществить дополнительные меры по улучшению качества международной помощи.

Необходимо обеспечить ее адресность и повысить оперативность реагирования, поскольку от этого напрямую зависит эффективность помощи.

Добиваться максимальной автономности реагирующих подразделений международного сообщества, чтобы снизить нагрузку на пострадавшее государство по интеграции международной помощи в национальные усилия по ликвидации последствий бедствия.

Обеспечить готовность решать широкий спектр гуманитарных задач и достигать конечной цели, которая заключается в спасении человеческих жизней, восстановлении систем жизнеобеспечения и облегчении страдания людей.

В этой связи МЧС России считает, что работа по формированию единых минимальных стандартов и международной аттестации реагирующих подразделений, начатая ИНСАРАГ и Всемирной организацией здравоохранения, имеет возрастающее значение.

В этом году Россия аттестовала еще один свой Сибирский поисково-спасательный отряд и два полевых госпиталя. Планируем продолжать активно развивать эту работу под эгидой ООН, включая оказание содействия в подготовке и проведении международной аттестации спасательных и медицинских подразделений других стран.

Передовой опыт ИНСАРАГ и ВОЗ необходимо распространять и на другие кластеры, уделяя должное внимание подготовке персонала и оснащению реагирующих подразделений самыми современными технологиями.

Надо также учитывать возрастающий социальный запрос на удовлетворение первоочередных потребностей пострадавшего населения, адекватное обустройство мест временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев, включая решение вопросов водоснабжения, санитарии и утилизации бытовых отходов.

Такие подходы позволят в перспективе сформировать под эгидой ООН хороший потенциал для эффективного международного реагирования на базе автономных высокотехнологичных модулей различной направленности, которые будут легко интегрироваться друг с другом и национальными силами пострадавшего государства.

В-четвертых, Российская Федерация считает необходимым активизировать работу по совершенствованию международной нормативной правовой и договорной базы, которая бы позволяла быстро направлять в зону бедствия аттестованные ООН международные реагирующие подразделения и гуманитарные грузы.

Эти договоренности должны предусматривать особый режим для гуманитарной помощи, направляемой под эгидой ООН, включая оперативное получение разрешений на пролет воздушных судов, безвизовый въезд персонала, упрощенные таможенные процедуры, беспрепятственный ввоз и перемещение кинологических расчетов, оборудования и имущества. Требуется упрощение процедур доставки медикаментов и обезболивающих препаратов, необходимых для спасения людей и оказания им первоочередной помощи.

Предлагаем для разработки таких документов создать специальную экспертную группу ООН.

В-пятых, МЧС России предлагает организовать содействие развивающимся странам в формировании национальных пожарно-спасательных сил и служб гражданской защиты, чтобы укрепить их потенциал самостоятельно справляться с чрезвычайными ситуациями и пожарами.

Вместо того, чтобы пытаться обеспечить миллионы беженцев в Европе, надо создавать возможности для их проживания на родине, или хотя бы в том же регионе в привычной для них культурной среде, социальных и климатических условиях.

При этом особенно важно, чтобы развивающиеся страны осознали свою роль и не были пассивными потребителями международной помощи, а стали активными участниками этих процессов.

Нужно не только развивать возможности по чрезвычайному реагированию, но и совершенствовать механизмы предупреждения бедствий. Весьма перспективным представляется реализация программ страхования рисков. Необходимо заниматься обучением населения, уделяя особое внимание детям, женщинам и людям, работающим на потенциально опасных объектах, чтобы привить им навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при пожарах, сформировать культуру безопасности жизнедеятельности населения.

В-шестых, Россия считает необходимым совершенствовать координацию международной помощи.

В этом контексте Российская Федерации выступила с инициативой объединить национальные и региональные кризисные центры, участвующие в международных гуманитарных операциях, в единую Глобальную сеть и разработать для них гармонизированные операционные стандарты.

Считаем, что такая сеть позволит более эффективно сотрудничать в плане обмена информацией и ее анализа, особенно в первые дни и часы после возникновения крупномасштабного бедствия. Это важно для того, чтобы определить потребности в международной помощи, улучшить качество и оперативность принимаемых решений как в государствах, нуждающихся в помощи, так и в государствах ее направляющих.

В рамках осуществления этой инициативы МЧС России выстроило национальную сеть, объединяющую 94 кризисных центра, а также более 2 тыс. организаций, занимающихся вопросами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Постоянно развиваются технические возможности Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России, совершенствуется его организационная структура. Сформирован сегмент будущей Глобальной сети кризисных центров на пространстве СНГ, установлены оперативные рабочие контакты с чрезвычайными службами приграничных государств, а также координационными центрами Евросоюза и АСЕАН.

При методической и финансовой поддержке со стороны России созданы и развиваются Международный центр мониторинга и координации Международной организации гражданской обороны и Центр координации чрезвычайной помощи УКГВ ООН в Женеве.

Дальнейшая реализация инициативы требует консолидации усилий заинтересованных государств при ведущей роли ООН.

В качестве первых практических шагов предлагаем создать рабочую группу под эгидой УКГВ ООН для разработки единых протоколов обмена информацией, минимальных стандартов и концепции классификации (аттестации) кризисных центров по аналогии с ИНСАРАГ для их последующего объединения в Глобальную сеть.

Участие ведущих мировых держав в деятельности такой рабочей группы будет способствовать обмену передовым опытом, позволит произвести «настройку» всей системы обмена оперативной информацией, эффективно распределить роли между ведущими кризисными центрами и добиться эффекта синергии.

Уважаемые дамы и господа!

За последние годы значительно возросла роль Российской Федерации в международной системе оказания чрезвычайной помощи. Россия намерена продолжить укрепление своего потенциала в данной области и развивать участие в международных гуманитарных операциях и проектах, в первую очередь под эгидой ООН.

Считаем, что эта гуманитарная деятельность будет вселять уверенность в завтрашнем дне в простых людей, проживающих на разных континентах. Сделает наш мир лучше, комфортнее, безопаснее и добрее.

Вместе с тем, по нашему мнению, острота современных гуманитарных проблем требует значительного усиления координирующей роли ООН и объединения усилий всех государственных институтов и общественных объединений развитых стран, а также активного подключения к этой работе развивающихся государств.

Только в тесной международной кооперации можно успешно решить стоящие перед нами серьезные проблемы глобального характера.»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру