Суд над Навальным стал барометром президентской кампании

В Кирове наступил День сурка

В Кирове наступил День сурка

«Включение в избирательный бюллетень Алексея Навального во многом зависело от исхода «дела Кировлеса», рассмотрение которого в суде наложилось на избирательную кампанию». Не кажется ли вам, что цитата из статьи в Википедии, посвященная последним выборам мэра Москвы (8 сентября 2013 года), выглядит на удивление современно? Вот и у меня тоже ощущение дежавю. Кто-то, возможно, назовет это стабильностью, но обольщаться на сей счет не стоит. Подобный «день сурка» — свидетельство глубокого кризиса нашей политической системы, совершенно утратившей, похоже, способность к развитию.

Кстати, для справки: День сурка без кавычек — традиционный народный праздник в США и Канаде, отмечается 2 февраля. Сиречь сегодня, в день написания этого материала. Та же всеведущая Википедия сообщает, что по поведению сурка в этот день можно судить о близости наступления весны.

Согласно народному поверью, если сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору — значит, зима скоро закончится. Если видит и, пугаясь, прячется обратно — жди поздней весны. Бывает, конечно, что сурок ошибается, но, по мнению знающих людей, у профессиональных метеорологов это случается куда чаще. Не говоря уже о предсказателях политического климата. Впрочем, что касается политпрогнозов, дела у нас обстоят куда лучше, чем в Америке. Тут мы их догнали и перегнали, ибо с недавних пор у нас имеется свой сурок-предсказатель — судья по «делу Кировлеса».

Итак, как же вел себя этот живой политбарометр 2 февраля? «Можно сказать, что процесс «Кировлес‑2» благополучно завершился», — считает сам подсудимый, Алексей Навальный. Его описания происходящего в Ленинском суде города Кирова, естественно, не лишены пристрастности, но зато полны таких подробностей и нюансов, которые вряд ли в состоянии уловить отстраненный наблюдатель. «И в прошлый раз, и в этот раз мы с первого дня процесса говорим одно: давайте посмотрим отпускные цены «Кировлеса», и тогда все смогут убедиться, что Офицеров покупал продукцию по средней цене, — поясняет Навальный. — Судья ушел совещаться «на 15 минут». Вернулся через 50 минут и вынес вердикт: нет, категорически нет. Никаких документов и цен «Кировлеса» он запрашивать и знать не желает. Весь дальнейший процесс просто потерял смысл... Приговор будет обвинительным».

Навальный знает, о чем говорит: на раннюю политическую оттепель, похоже, рассчитывать не стоит. Даже если оппозиционному политику впаяют «условочку», участвовать в президентских выборах он не сможет. А между тем команда Навального обнародовала уже график его предвыборных штабов: первый открывается в ближайшую субботу в Санкт-Петербурге. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь через «Кировлес». Однако считать историю завершенной тоже пока, мягко говоря, рановато. Если допустить, что события будут развиваться по той же схеме, что и четыре года назад, перед мэрскими выборами, то все, напротив, только начинается. До выборов еще далеко, в возможностях опротестовать вердикт тоже вроде пока недостатка нет.

Ну а пока длится вся эта судебная возня, у Кремля будет время подумать, какую президентскую кампанию предпочесть: конкурентную, хлопотную, но не вызывающую сомнений в легитимности либо гарантирующую унылость, чреватую последующими майданами. У каждого варианта есть, как видим, свои преимущества и свои риски. Ну а о том, каким будет окончательное решение, мы узнаем, очевидно, не раньше конца этого года — по поведению очередного сурка, облаченного в судейскую мантию.

Сюжет:

Дело Навального

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27315 от 3 февраля 2017

Заголовок в газете: День сурка Навального

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру