Два законопроекта за подписями сенаторов Андрея Клишаса и Анатолия Широкова были внесены в Госдуму в начале марта, и предполагают внесение изменений в законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» и «О выборах президента РФ».
И, хотя г-н Клишас на заседании профильного комитета заявил, что законопроекты эти стали «результатом совместной работы Совета Федерации с Центризбиркомом», перед нами, скорее, «результат совместной работы» Администрации президента и Центризбиркома. Причём обсуждение на заседании профильного думского комитета показало, что детали многих нововведений до конца не ясны даже авторам.
Одна из спорных идей - отмена открепительные удостоверений (пока лишь на выборах президента). Г-н Клишас заявил: он лично не считает, что открепительные используются для фальсификации результатов голосования, «но у части населения такие устойчивые ощущения существуют», и потому взамен открепительных власти планируют ввести новую схему обеспечения избирательных прав тех, кто в день выборов оказался не по месту регистрации.
Гражданин сможет заранее подать заявление там, где он зарегистрирован, с просьбой об исключении из списка избирателей на «родном» участке и прикреплении к другому участку - по месту нахождения. Сведения эти, гласит законопроект, через систему «ГАС-выборы» станут достоянием всех избиркомов.
«Как в участковой комиссии узнают, что гражданин подал заявление о намерении голосовать у них, если члены УИКов не имеют права доступа к системе «ГАС-выборы»?» - задал резонный вопрос вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР). Г-н Клишас выразил надежду, что «дополнительные документы ЦИК» всё разъяснят, и предположил, что в каждом УИКе «специально выделенные люди будут в онлайн режиме следить, проголосовали по этим паспортам уже в другом месте, или нет».
Секретарь ЦИК Майя Гришина сказала, что новая схема предложена главой Центризбиркома Эллой Памфиловой: предполагается, что избиратель, желающий голосовать не там, где зарегистрирован, должен будет уведомить об этом не раньше, чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до выборов, а потом до всех участковых избиркомов доведут списки людей, которые намерены у них голосовать.
«Если с открепительным можно явиться на любой участок, то здесь ты сможешь проголосовать лишь там, где заранее заявил»,- объяснила суть дела г-жа Гришина.
Для тех, кто оказался вне дома внезапно и подать уведомление об отъезде в срок не успел, «скорее всего», создадут 200-300 специальных участков на страну. Таких участков должно быть мало, чтобы «мигрировать между ними было затруднительно», пояснила г-жа Гришина. «Мы продолжаем работу по исключению множественного двойного голосования»,- заверила она, и предложила внести изменения ещё и в Уголовный кодекс, чтобы ужесточить наказание за «карусели».
«Увеличение числа комиссий приведёт к увеличению расходов бюджета, но в финансово-экономическом обосновании говорится, что никаких дополнительных расходов не потребуется», - обратил внимание Сергей Иванов (ЛДПР). Г-жа Гришина согласилась, что увеличение числа участков может привести к увеличению расходов, но так как «фонд оплаты труда членов УИКов не увеличивается, то значит, к сожалению, несколько уменьшится их зарплата». Поэтому ЦИК хотел бы, чтобы «разукрупненение не происходило без серьёзных оснований», а потому ко второму чтению предлагает прописать критерии, которые дадут регионам такое право.
«Вы не доказываете необходимость изменений, вы их навязываете!»- заявил г-н Иванов, и в качестве примера привёл предложение о переносе даты выборов на 18 марта, что многие эксперты сочли одним из нехитрых политтехнологических способов привлечения на участки поддерживающих решение президента и потенциально главного кандидата в президенты Владимира Путина о присоединении Крыма (по действующему закону выборы должны были пройти 4 марта).
Но вопрос повис в воздухе: никаких объяснений от авторов или представителя ЦИКа на сей счёт дано не было.