Зачем Южную Осетию переименовали в Аланию: новая страна, новый президент

Вместо Тибилова пришел Бибилов

На президентских выборах в Южной Осетии, по предварительным данным, уже в первом туре победил спикер парламента Анатолий Бибилов. Он набрал 57,98% голосов. Победу Бибилова предсказывали многие эксперты, однако большинство ожидало, что это произойдет все же во втором туре. Результат выборов в Южной Осетии показывает, что кремлевские политтехнологи научились грамотно проводить «работу над ошибками» и не готовы смиряться с поражениями.

Вместо Тибилова пришел Бибилов
Анатолий Бибилов. Фото: parliamentrso.org

Бибилов стал президентом Южной Осетии со второй попытки. Первые президентские выборы, в которых он принимал участие, проходили в 2011 году и сопровождались множеством скандалов. Тогда Бибилов, который практически официально считался «кандидатом Кремля», проиграл во втором туре лидеру оппозиции Алле Джиоевой, однако Верховный суд РЮО признал выборы недействительными. Это поставило республику на грань раскола и почти гражданской войны. Проигрыш кандидата, который накануне второго тура встречался с президентом Дмитрием Медведевым, был воспринят как фиаско кремлевской администрации, некоторые ее сотрудники, отвечающие за данное направление, лишились своих постов.

На повторных выборах весной 2012 года президентом был избран выходец из КГБ СССР Леонид Тибилов. Он воспринимался как компромиссная фигура, призванная снизить накал страстей в республике. С этой задачей Тибилов справился. Он сумел нейтрализовать оппозицию, предложив некоторым ее лидерам посты в структурах власти. В частности, Джиоевой — пост вице-премьера. В то же время Бибилов не смирился с поражением и все последние годы активно наращивал «политические мускулы». В 2014 году созданная им партия «Единая Осетия» победила на парламентских выборах, а сам Бибилов стал спикером парламента.

Большой разницы между программами двух главных соперников на выборах в Южной Осетии нет. Оба — и Бибилов, и Тибилов — настроены пророссийски и выступают за тесную интеграцию с РФ. Бибилов уже назвал главной своей стратегической целью вступление республики в состав России. Однако идею проведения референдума по этому вопросу инициировал президент Леонид Тибилов. Так что Москве по большому счету было все равно, кто победит. Ее устраивали оба кандидата.

Однако здесь есть нюансы. Победа Бибилова позволит кремлевским политтехнологам «отыграться» за позор 2011 года. Аналогичные ситуации мы наблюдаем в Абхазии и Приднестровье. В Абхазии «кандидат Кремля» 2004 года все же сумел занять высший пост в республике спустя 10 лет после проигрыша на выборах. В Приднестровье спустя 5 лет Евгений Шевчук, победивший в 2011 году «кандидата Кремля» и председателя партии «Обновление» Анатолия Каминского, проиграл новому председателю той же партии Вадиму Красносельскому. Вывод напрашивается такой: нынешние обитатели Кремля очень не любят проигрывать и всегда приходят за своими долгами.


Марина Перевозкина

 

* * *

Между тем в воскресенье народ Южной Осетии решал и еще один важный вопрос — о переименовании республики. 78% проголосовавших высказались за то, чтобы их страна теперь имела название «Государство Алания».

Что стоит за их желанием называться по-новому и станет ли это шагом к объединению с Россией, «МК» выяснил у экспертов.

Владимир НОВИКОВ, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований стран Черноморского региона:

— Жители Южной Осетии предприняли попытку зафиксировать, что они, как и жители Северной Осетии, являются наследниками древних аланов. Это происходит на фоне попыток различных национально ориентированных элит, например ингушей и карачаево-балкарцев, присвоить себе их историческое прошлое. Вместе с тем вопрос об объединении Северной и Южной Осетий сейчас не стоит. В частности, Бибилов хочет ввести свою республику в состав России в качестве отдельного субъекта Федерации, что, конечно, является сомнительной идеей. Новое название Южной Осетии станет еще одним раздражителем для Грузии, которая не может смириться с утратой региона.

Александр СКАКОВ, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН:

— Важно не то, как называется Южная Осетия, а то, как, например, развивается ее экономика. Последнее обстоятельство является большой проблемой для республики. Там есть политики и определенные группы влияния, но ни у кого из них нет программы по выводу страны из кризиса. Что касается споров вокруг исторического наследия аланов, то все эти игры в историю не имеют ничего общего с реальностью, но ими занимаются, потому что не знают, что делать с действительностью. Сами осетины это прекрасно понимают. В то же время половина или большая часть Южной Осетии хочет стать частью России, но к этому не готова Москва, и торопиться с этим вопросом не нужно.


Артур Аваков

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27368 от 11 апреля 2017

Заголовок в газете: Южная Осетия стала Аланией

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру