Шойгу рассказал о создании уникального летающего радара

Чем А-100 «Премьер» круче предшественников и американских аналогов

Во вторник на селекторном совещании в Минобороны Сергей Шойгу объявил о появлении в России нового многофункционального авиационного комплекса дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер» (создан на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76), который уже в ближайшее время придет на смену самолетам А-50 и А-50У.

Чем А-100 «Премьер» круче предшественников и американских аналогов

По словам Шойгу, «данный комплекс будет способен оперативно наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении. Его разработка обусловлена появлением новых классов целей, в том числе самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения».

Напомню, что месяц назад замминистра обороны Юрий Борисов заявлял, что испытания этого нового перспективного самолета, который по характеристикам превосходит все зарубежные конкуренты, начнутся в июле этого года. И вот теперь на совещании министр подтвердил, что для испытаний в рамках опытно-конструкторской работы, запланировано создание двух самолетов — летающей лаборатории и опытного образца.

Это заявление министра сразу вызвало живую дискуссию в Интернете, так как самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения — это машина без которой сегодня немыслим современный воздушный бой. Главное — это то, что использование самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления позволяет оперативно в сжатые сроки наращивать радиолокационное поле, которое в России сегодня является не сплошным, а зональным. Такой самолет применяется для обнаружения и сопровождения как воздушных целей, так и надводных кораблей. Он передает данные о реальной воздушной, наземной или надводной обстановке автоматизированным системам наземных командных пунктов. Применяется для управления истребителями, самолетами ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а так же сам способен выполнять функции воздушного командного пункта по управлению войсками.

Так что же из открытых источников известно о новом самолете и чем А-100 «Премьер» принципиально отличается от своего предшественника А-50?

Информации о новинке по понятным причинам пока немного. Известно, что 21 ноября 2014 года ТАНТК имени Г. М. Бериева получил первый самолёт Ил-76МД-90А для переоборудования его в самолёт ДРЛО типа А-100, оборудованного новейшим радиотехническим комплексом «Премьер». 26 октября 2016 года летающая лаборатория А-100ЛЛ, созданная на базе штатного самолёта А-50, впервые поднялась в воздух. Завершение работ по новому А-100 запланировано на 2017 год.

Как говорят создатели новой машины А-100, русские «Аваксы» будут способны работать абсолютно по любым целям и смогут видеть практически все. И это притом, что их предшественники А-50 по характеристикам были уже куда круче американских аналогов.

Мало кому известно, что первый американский AWACS был построен в 1975 году на базе Boeing E-3 Sentry. Причем в его основу были положены разработки именно советской конструкторской школы. К примеру, размещение локатора в радиопрозрачном обтекателе фюзеляжа самолета.

Советский аналог AWACS по времени появился несколько позже, но по техническим характеристикам оказался лучше. В частности до сих пор никто из западных конкурентов так и не сумел создать на аналогичном самолете такой же вращающийся грибовидный радиолокатор, который способен «видеть» все в радиусе 360 градусов.

Так, например, на AWACS установлен неподвижный радиолокатор треугольной формы, в результате чего во время сканирования пространства у него имеются «мертвые зоны», которые он не просматривает.

Современные российские самолеты ДРЛОиУ в варианте А-50У способны обнаружить бомбардировщик на удалении до 650 км, истребители – за 300 км, наземные цели типа танковой колонны – за 250 км. Усовершенствованный самолет ДРЛОиУ А-100 с комплексом «Премьер» удвоит эти цифры. На нем будет применен цифровой навигационный комплекс и цифровая система управления со «стеклянной» кабиной пилотов. Все это позволит серьезно повысить возможности воздушной разведки по сравнению с А-50 и А-50У. Заместитель министра обороны Юрий Борисов, который курирует работы по А-100, говорит: «Я бы рискнул сказать, что это прорывная работа, поскольку ее изюминка – это новый двухдиапазонный локатор с фазированной антенной решеткой. Это современное решение, с предельными характеристиками».

Причем, следует отметить, что речь идет не только о характеристиках «начинки» самолета, но и самого носителя. У самолета появятся новые двигатели, которые позволят ему гораздо дольше находится в воздухе. Модернизация носителя — Ил-76 сейчас проводится на Ульяновском авиазаводе.

Причем, как утверждают создатели новой версии российского самолета ДРЛОиУ, останавливаться на достигнутом они не собираются. Они уже работают над новым проектом А-500, в нем универсальную антенну планируется разместить на более легком самолете, что позволит решать боевые задачи с большей эффективностью. А далее, как ранее отмечал Юрий Борисов, можно рассматривать даже варианты создания беспилотных радиолокационных комплексов дальнего обнаружения. И такие работы уже ведутся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру