Восточно-украинское государство: истоки, условия создания и перспективы

С момента начала украинского кризиса и фактического отделения Донецкой и Луганской областей, идея создания самостоятельного государства на востоке Украины постоянно витает в воздухе, разделяя информационное поле на два враждующих лагеря.

Восточно-украинское государство: истоки, условия создания и перспективы

Один из них вопит о том, что и Новороссия, и Малороссия - это проекты главного врага Украины Владислава Суркова, и где-то рядом обязательно бродит Шатун. Другой - не менее громко - о зверствах войны и законном праве восточных украинцев взять столько суверенитета, сколько те смогут унести.

Обе стороны как будто забывают про истоки кризиса 2013-2014 годов, приведшего к фактическому развалу страны. Напомню, что все началось с того, что власть в Украине безо всяких выборов перешла от президента – противника евроинтеграции – Виктора Януковича к премьер-министру – стороннику евроинтеграции – Арсению Яценюку.

Тогда одной из главных претензий к действующему президенту Украины Януковичу была унитарная система государственного управления, которая неизбежно вела к кризису в силу неоднородности украинского народа. События 2013 – 2014 годов показали: новая, ориентированная на Европу, украинская власть еще меньше, чем Янукович, готова слышать голоса тех, кто не согласен с генеральным курсом «партии и правительства», что вылилось в итоге в фактический развал страны.

Таким образом, и кризис 2013-2014 года, и идея создания отдельного государства на территории ДЛНР имеют общую причину: нежелание сначала Януковича, а теперь Петра Порошенко, поменять утилитарную модель государственного управления на федеративную, когда каждая территория обладает неотъемлемым правом самостоятельно определять направления собственного развития.

Хотя история не знает сослагательного наклонения, предположу, что удержись тогда Янукович у власти, отделились бы, к примеру, Ивано-Франковская и Львовская области, и полыхали бы сейчас не ДЛНР, а ИЛНР…

Уже тогда, пять лет назад, было ясно: целостной украинской нации не существует. Есть две автономных общности, которые совершенно по-разному видят свое будущее, по-разному трактуют прошлое, выбирают разные экономические модели и даже говорят на разных языках.

Сама неоднородность украинского народа требовала либо развала страны, либо радикальной смены государственного устройства, только в этой неоднородности нужно искать истоки идеи создания еще одного государства на территории Украины.

В плоскости решения проблемы мирного сосуществования крайне неоднородного населения нужно искать и пути выхода из кризиса. Сегодня это либо предоставление широкой автономии ДЛНР (читай – полное исполнение Минских соглашений), либо – да – создание нового государства.

При этом вполне возможной является реализация каждого из сценариев. Минские соглашения могут начать исполнять, как только в Украине поменяется власть, а президентские выборы там не за горами.

Мы же пока что рассмотрим второй сценарий: что будет, если основной курс украинской власти остается прежним. В этом случае, про исполнение Минских соглашений можно забыть, как можно забыть и о возврате ДЛНР в состав Украины.

Следовательно, новое государство на территории Восточной Украины в короткие сроки может из идеи стать реальностью. Не потому что этого хочет Захарченко, и не потому что за высокими кремлевскими стенами зреет хитроумный план, а потому восточные украинцы хотят жить, развиваться, строить будущее. Если Порошенко и компания не хотят видеть эти территории частью Украины, то не остается ничего, кроме создания новой государственности.

Итак, главным условием создания нового государства на территории Украины является дальнейшее неисполнение Минских соглашений. На мой взгляд, крайне важно понимать, что по сути это ключевое, если не единственное условие. Все остальное: законность референдума, признание другими странами, название, Конституция и т.д., - приложиться само. Почему? Потому что как-то прикладывалось на протяжении всей истории человечества.

Только за 17 века на карте мира появились: Черногория, Косово, Южный Судан, Восточный Тимор, Абхазия, Южная Осетия. Все эти страны живут, развивают экономики, и, что особенно важно, взаимодействуют с другими государствами, несмотря на наличие или отсутствие международного признания.

Дело в том, что 20-21 век показал, что деньги побеждают политику, поэтому перспективы развития такого государства, если оно все-таки будет образовано, зависит не столько от официальной внешнеполитической реакции, а от способности восточных украинцев работать на развитие собственной экономики.

Говорить о том, что стоит только объявить о создании государства и на территории ДЛНР случится экономическое чудо, - удел пропаганды. Нам же лучше трезво оценивать ресурсы народных республик. Очевидно, что не один год потребуется для восстановления инфраструктуры территорий.

Между тем, в целом экономический и особенно промышленный потенциал ДЛНР велик. Даже в условиях военных действий, на территориях народных республик продолжают работать химические, металлургические, фармацевтические и многие другие предприятия.

В силу обширности плодородных земель, не меньший потенциал имеет сельское хозяйство ДЛНР, которое сейчас, по понятным причинам, находится в полном упадке. Между тем, в условиях контрсанкций, представители отечественных агрохолдингов, могут проявить высочайший интерес к развитию сельского хозяйства ДЛНР, сразу по прекращении боевых действий.

Важно понимать, что не только Россия будет способствовать перезапуску экономики ДЛНР. Дело в том, что на этих территориях находится целый ряд предприятий, не имеющих аналогов в Украине. Независимо от того, какой будет власть в незалежной, экономические связи с ДЛНР будут поддерживаться.

Таким образом, в среднесрочной перспективе, подобное государство имеет все возможности для интенсивного экономического развития, в первую очередь – за счет восстановления уникальных промышленных предприятий и развития сельского хозяйства. Узаконение же позиций на международной арене, как я уже говорил, приложится само.

Сейчас же недооценивать идею создания нового государства – значит, проявлять крайнюю недальновидность и выкидывать из расчетов образа будущего один из основных вариантов развития событий.

P.S. Помня, как важно быть серьезным, предложу свой вариант названия для такого государства: Славия, как никак один из исторически-признанных славянских центров Руси.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру