Евгений МИНЧЕНКО, политолог, глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»:
- В исследовании под названием «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус», опубликованном в конце сентября, ваша компания проанализировала степень устойчивости глав российских регионов, и пришла к выводу, что 16 губернаторов — самые вероятные кандидаты «на вылет». В последнее время сменено руководство в 9 из этих 16 регионов. Но Орловская область, где коммуниста Вадима Потомского по воле президента сменил коммунист Александр Клычков, среди рискованных субъектов РФ не упоминалась. С чем это связано?
- Глава Орловской области был на грани отставки: обратите внимание — он находился в самом низу зоны средней устойчивости. Так что ничего неожиданного в его отставке нет.
- Сколько отставок, на Ваш взгляд, мы еще увидим, и когда кадровая перетряска в регионах закончится?
- Я думаю, ситуация достаточно динамичная. Мы в своем рейтинге выделили тех, у кого сложная позиция, но мы не гадалки, не пишем указы об отставках, и можем утверждать только то, что, по нашему мнению, те или другие губернаторы уязвимы. Я исхожу из того, что, скорее всего, еще несколько отставок до конца октября мы увидим.
Среди тех, кто, по мнению авторов этого исследования, может попасть под раздачу - главы Владимирской и Мурманской областей, Калмыкии, Санкт-Петербурга, Северной Осетии, Алтая и Алтайского края.
Алексей МАКАРКИН, политолог, замдиректора Центра политических технологий:
- Вы ждете продолжения отставок?
- Уже известно, что Андрей Турчак (глава Псковской области - «МК») приходит на пост секретаря Генсовета партии «Единая Россия», так что как минимум одну отставку мы еще увидим точно. Но в целом, думаю, основная череда уже прошла.
- Можно ли уже определить общую тенденцию, если посмотреть на тех, кого президент назначает?
- Общего принципа отбора кадров нет, мы видим селективный подход к каждому региону. Но некоторые тенденции выделить все-таки можно. Чаще всего новые губернаторы — это чиновники федерального уровня, т. н. «технократы», в ряде случаев — в ранге замминистра. Крен в эту сторону налицо, но одновременно среди новых глав регионов мы видим несколько сугубо политических фигур: Андрей Клычков (Орловская область), Александр Бурков (Омская область), Дмитрий Азаров (Самарская область), Александр Усс (Красноярский край)...
Кроме того, за некоторыми исключениями, мы видим омоложение кадров. Президент очевидно хочет работать с более молодыми, чем он сам, быть старшим. Идет формирование его команды четвертого срока.
- Почти все из отправленных в отставку глав регионов отсидели в своих креслах от 3 до 5 лет, то есть были поставлены тем же Кремлем в 2012-2014 годах, а потом прошли через процедуру выборов. Разве что Валерий Шанцев отработал в Нижегородской области довольно долго — с 2005 года. Что, в прошлый раз выбор руководства страны оказался неудачным?
- Пришел новый куратор внутренней политики, который видит свои задачи по-новому. Это, я думаю, одна из причин. Кроме того, раньше ставка делалась на людей, которые бы могли выиграть хотя бы более-менее конкурентные выборы. Но сейчас конкуренция уменьшилась, что наглядно показали сентябрьские региональные кампании, и этот критерий стал вторичным, в меньшей степени влияющим на отбор кадров. Некоторые из отставленных недавно переизбрались с высоким результатом, но это, как мы видим, никак не повлияло на их судьбу...
- Мы видим дальнейшую девальвацию института выборов?
В какой-то степени. У людей наблюдается отчуждение от власти, они воспринимают происходящее наверху как не имеющее к ним и их жизни никакого отношения. «Начальники разбираются, ну и пусть», - примерно такова реакция на новости об отставках. Даже когда снимают человека, которого жители региона совсем недавно вроде бы выбрали с убедительным результатом, никакого возмущения и протеста это не вызывает. Людям, по большому счету, все равно.
Читайте материал: Прыжки кандидатов в губернаторы со скалы: «Час позора, потом должность»
Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram